Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Книга Бориса Акунина
«История Российского государства» удивительна не тем, что автор допускает разного рода фактологические неточности и склонен к неудачным формулировкам, не говоря уже об откровенной цитатной неряшливости, но тем, что претендующий на звание Карамзина наших дней сочинитель не гнушается откровенным подлогом.
Так, в посвящённом хазарам разделе Акунин изо всех сил пытается представить могущественный и воинственный Каганат, чья верхушка приняла во второй половине Восьмого века иудаизм, милым и симпатичным государством, соседствование с которым – благо.
Хазарский каганат – это почти отец родной для входящих в его состав и примыкающих к нему народов, поскольку-де «покровительство хазар сулило больше выгод, чем тягот», и «толерантность вообще являлась, по-видимому, одной из стержневых особенностей хазарского государства».
И даже тот факт, что часть восточнославянских племён платила Каганату дань, что само по себе не слишком вписывается в идиллическую картину русо-хазарской сферы совместного процветания, Акунин умудряется представить как малозначимую подробность: «Признав власть хазар, они платили необременительную дань («по белке с дома»), а взамен получали все выгоды участия в каспийской и черноморской торговле».
Казалось бы, шкурка белки для живущих в лесной полосе полян, северян, вятичей – это совсем немного, и потому убаюкивающему тону Бориса Акунина можно поверить и даже пожалеть, что Святослав Игоревич погубил такое замечательное государство, взяв на щит, как впоследствии Александр Благословенный – Париж, хазарскую столицу Итиль.
Однако хитрость в том, что Акунин, совершенно бесстыдным образом, коверкает исходный текст. В «Повести временных лет» под 6367 (859) год читаем (перевод Д.С. Лихачёва): «А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма».
Т.е. «необременительная дань» внезапно увеличивается: помимо натурального налога (в будущем – ясака), славяне несут также денежную повинность, причём повинность весьма немалую. Дело в том, что в течение нескольких столетий, едва ли не до промышленного освоения Урала, у Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, вследствие чего золото и серебро можно было получить либо в качестве военной добычи, либо через внешнюю торговлю.
Понятно, что в таких условиях ежегодная дань серебряной монетой («бела» летописи) превращалась для всякой семьи в серьёзную проблему: добыть диргем (ходовую валюту тогдашнего времени) можно было только у заезжих купцов, которые, прекрасно осведомлённые о великой и неизбывной нужде полян и вятичей, вряд ли торговали впрогад себе во время большого осеннего мена.
Соответственно, сюзеренитет Каганата, который должен был, как экстатирует Борис Акунин, способствовать мощному подъёму торговли у славян, оказывается тяжёлым экономическим ярмом, которое с полным правом можно назвать хазарским игом, которое Акунин в упор не хочет замечать, предпочитая говорить о «мягком правлении хазар».
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    «Легионы». 42-й Московский кинофестиваль в программе «Русский след» показал в своём роде исключительный фильм Дариуша Гаевского, посвящённый, как…

  • (no subject)

    Сколько волка ни корми… Проблемой русского человека является его природный гуманизм и наивное стремление примириться с вековечным врагом – исходя из…

  • (no subject)

    Если сейчас – много задним числом – отыскивать ту дату, после которой история Польши двинулась непоправимым и трагичным образом, то, среди прочих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments