Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Конец прекрасной эпохи».
Станиславу Говорухину идёт восьмой десяток, но слабости в режиссёрских руках не чувствуется совершенно: последний его фильм есть в полной мере продукт старой советской школы, когда картины старались сделать интересными прежде всего для зрителя и уже во вторую очередь – для фестивальных отборщиков.
Единственное, что следует сделать перед просмотром «Прекрасной эпохи», это убедить себя в том, что перед нами не экранизация повести Довлатова «Компромисс» (в титрах стоит предупреждающее «по мотивам»), но вещь сугубо самостоятельная – взгляд Говорухина на брежневскую эпоху, которую он знает совсем не по книжкам.
После этой нехитрой процедуры просмотр пойдёт как по маслу: можно будет расслабиться и перестать сравнивать книгу и фильм с очевидным разочаровывающим результатом: «Нас обманули: где Довлатов? Нет Довлатова!»
Главное, что есть Говорухин, и этого вполне достаточно, чтобы фильм, который лучше смотреть вдвоём с любимым человеком на любимом диване, а после обсуждать только что увиденное за чаем, непримиримо расходясь в оценках персонажей («Твой Лентулов – типичная сволочь!» «Но он же талант?» «Тем хуже: он – талантливая сволочь»), стал значимым событием в собственной зрительской биографии.
Всё, в таком случае, у Говорухина получилось? Отнюдь нет: преодолевая исходную фельетонность материала (согласимся: «Компромисс» – это, скорее, сборник анекдотов, мимикрировавший под повесть, за что и любим нами вот уже сколько десятков лет), Станислав Сергеевич, властно выправляя инвалидную фабулу, всё же окончательно победить оставленные Довлатовым лакуны и подлянки не смог.
По-хорошему, весь «Компромисс» следовало переписывать заново, подстраивая будущий сценарий под нужды экзистенциальной драмы о человеке, который не смог больше лгать и, понимая, что ему за это будет, отважился пойти до конца, потому что иначе – тошнит.
Естественно, при этом пришлось бы выбрасывать все прикольные истории, и составляющие прелесть «Компромисса», как уводящие в сторону от главной темы, которая про трагедию медленно задыхающегося неглупого журналиста, а не про малопонятный из сегодняшнего далёка сюр советской жизни.
Но такое обрезание, необходимое и вынужденное, ничего не оставляло от исходной повести, кроме места действия (время действия было, кстати, изменено), а потому Говорухин, как автор сценария, пошёл уже на свой «Компромисс», попытавшись соединить анекдот и драму.
Скрещение ужа с ежом, не слишком заметное на протяжении всей картины (что, называется, руки помнят), прорывается в финале, когда выясняется, что кино вот-вот закончится, а основного (постепенного преображения главного героя под воздействием обстоятельств) нам и не показано.
Лентулов весело и красиво жил, блудил, отказывался от серьёзных отношений и обязанностей, попадал в поле зрения милиции и КГБ, выполнял редакционные задания и рос как писательская единица, но всё это носило внешний характер, поскольку никакого фундаментального конфликта испытать ему не довелось.
Каким он приехал в Таллин, чтобы подхалтурить в местной газете, таким, собственно, он и уезжает. Почему уезжает? Потому что надоело на одном месте, пора рвать когти, тем более что здесь ничего не держит.
Предполагается, конечно, что отправляется навстречу тем великим книгам, которые ему предстоит написать в родном Ленинграде, но, глядя на лицо этого баловня судьбы, которого даже начинающийся алкоголизм не в силах сделать отталкивающим или жалким, в это верится слабо: у Лентулова всё будет хорошо, вопреки пессимистическому заглавию картины.
Это, пожалуй, единственная слабость «Конца прекрасной эпохи», слабость исключительно сценарная, которую, в общем, можно и нужно простить, потому что в остальном этот пробуждающий ностальгию фильм замечателен.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments