Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Послесловие к «Концу прекрасной эпохи».
Говорухинский фильм, помимо прочих его достоинств, обладает ещё одним небесполезным содержательным пластом, позволяя закрыть некий старый гештальт.
Действие повести и, соответственно, картины разворачивается в Таллине, тогдашней столице Эстонской ССР. Говорухин, за что ему спасибо, имитировать этот город отказался и картину снимал на месте, добавив в окружающую обстановку кое-какие приметы советского быта.
Где-то это получилось лучше, приближение к 1969 году максимально, где-то хуже, возможности съёмочной группы тоже не безграничны, порой приходится использовать анахронические предметы и здание, относящиеся, однако, к периоду до 1992 года.
Но это всё не существенно, поскольку главный эффект, в части изображения места действия, производимый «Концом прекрасной эпохи» не в этом, он в том, что, к явному неудовольствию эстонских патриотов, сегодня Таллин оказывается по-настоящему интересен только русским.
Причём интересен в сугубо ностальгическом аспекте. Когда-то, для поколения наших родителей, Прибалтика, и Таллин в частности, были кусочком иной жизни, почти заграницей. Отголоски этого восторга остались в памяти, заставляя выделять этот уголок Европы из числа прочих её многочисленных частей.
Не будь этого личного отношения (столько лет прожили вместе, теперь разбежались, любопытно, куда и насколько), Таллин, и Прибалтика в целом, вообще остались бы без туристического потока, проигрывая иным направлениям с треском.
После крушения Железного занавеса оказалось, что в Европе существует нешуточная конкуренция среди «маленьких уютных стран», выдержать которую, когда есть столько «подлинно европейских городов с многовековой историей», очень непросто.
Потеряв своё привилегированное положение «окошка в цивилизованный мир», Таллин стал заурядным; в фильме он, особенно на фоне Ленинграда, где зима, грязный снег и рюмочная в подвале, выглядит ухоженным и милым, что в 1969 году должно было котироваться высоко.
Но, глядя из сегодняшнего дня, вся эта очаровательная антисоветская европейскость представляется копией, старательно сделанной, заслуженно пользовавшейся популярностью, но всё равно копией.
Таллин, и это самое обидное, окончательно потерял актуальность, полностью исчезнув из культурного пространства. Кто его может втащить обратно? По иронии истории, только бывшие «оккупанты – но не потому, что вновь угрожают полубутафорской независимости Эстонии, а потому, что поминают его в своём кинематографе.
Возможно, что молодое поколение зрителей фильма Говорухина, вопреки свойственному юности географическому кретинизму, обратит внимание на город, где разворачивается сюжет «Конца прекрасной эпохи», и даже элегически проникнется по поводу закончившейся двадцать лет как легенды.
Tags: Эстония
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments