Интересно, кто-нибудь уже обращал внимание, что Живой Журнал, в его кириллическом сегменте, превратился в один из институтов российского гражданского общества?
В этой констатации нет преувеличения, поскольку гражданское общество несколько шире его освободительной трактовки, видящей в нём исключительно узду для государства, и чем больше у государства проблем, вызванных инициативами активистов НПО, тем, следовательно, деятельность гражданского общества эффективнее.
Мне же кажется, что, помимо столь важной функции внешнего сдерживания и противовешивания, у ГО есть и другая, не менее важная задача – превратиться в среду, где возможны неиерархические, горизонтальные взаимодействия как между коллективными, так и между индивидуальными субъектами.
С этой точки зрения, ЖЖ вполне заслуживает статуса одного из элементов гражданского общества, заменяющий разом клубы, салоны, сходки и митинги, т.е. отмирающие в постиндустриальную эпоху способы социально ориентированного общения.
Кроме того, ЖЖ – это и великий уравнитель, нивелирующий возрастные, статусные, образовательные, имущественные различия, сводящий в одной дискуссии живого классика, госслужащего категории «А», «владельца заводов, газет, пароходов» и «юношу, обдумывающего житьё».