Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

В связи с медийной актуализацией
событий столетней давности читаю книгу Г.З. Иоффе «Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов», выпущенную в 1995-м. Я не случайно упомянул время выхода книги, поскольку, помимо того, что она посвящена истории Великой Русской революции 1917 – 1922 гг., труд Иоффе сам по себе является историческим документом и памятником развития общественно-политической мысли.
Что я имею в виду? Генрих Зиновьевич – блестящий рассказчик, способный не только отыскивать яркие факты, но и умело монтировать их в общую картину, так что политическая динамика этого уникального в русской судьбе года предстаёт словно на кинематографическом экране, – оказывается в ситуации полной и непреходящей растерянности.
Казалось бы, оковы советской цензуры пали, и вот теперь можно во весь голос заговорить о Революции 1917, сорвать покровы, проклясть и восхвалить. Однако, если судить по тексту, работа даётся Иоффе крайне тяжко: вместо того, чтобы выстреливать целыми абзацами, автор складывает рассказ из отдельных предложений, складывает медленно, долго подбирая слова, мучаясь с трактовками и акцентами…
В чём тут причина? В том, что Иоффе находится в идейном и эмоциональном тупике, будучи не в силах определиться со своими симпатиями и антипатиями. Да, историк должен быть, по возможности, беспристрастен, но, даже рассказывая о событиях, например, Пунических войн, он не может не выбрать чью-либо сторону – римлян или Карфагена.
А Иоффе, словно повторяя растерянность тогдашнего российского общества (да и сейчас, два десятилетия спустя, мало что поменялось), пребывает в полном бессилии. Революционно-социалистический лагерь и воспоследовавшую Советскую власть он не принимает – по понятным причинам. Консервативно-монархический, доведший страну до февральского кризиса и стремительного обвала Империи, тоже. Но и буржуазно-демократический, наиболее идейно близкий Иоффе и всем нам, живущим в созданной Августом 1991 стране, историком отторгается: дилетанты, слабо представляющие, что такое Россия, позорно упустили свой шанс…
Итак, в круговерти 1917 года нельзя быть ни на чьей стороне – это совершенно чужая свадьба, о которой невозможно говорить нормальным языком, говорить с увлечением, подробно: нет героев, пророков, святых, мучеников, одна «омерзительная восьмёрка».
Такое отношение к Революции 1917, когда остаётся лишь разводить руками в ответ на вопрос: «Ты за красных или за белых?», объясняет, в числе прочего, и нынешнюю стабильную популярность Сталина.
Да, безусловно, в этом есть и значительная заслуга целой когорты талантливых людей демократической национальности, которые способны реабилитировать не только покойного Генералиссимуса, но и живого Кадырова (после дела Аракчеева казалось, что Рамзан Ахматович русским враг до века; но вовремя выдвинутая дихотомия «Либо Кадыров, либо Яшин» открывает в душе неиссякаемую готовность к прощению и примирению), однако фигура Сталина ценна не только возможностью троллинга либералов.
Сталин воплощает в себе ясность, которой лишены все действующие лица 1917 года, превратившиеся в один шипящий и хрипящий клубок. Также он символизирует возрождение державы, преодоление гражданской распри на патриотической основе, возвращение распавшегося в дни Революции национального единства.
Сталин, если исключить пресловутых четырнадцать процентов, объединяет – и даже перманентно педалируемая тема репрессий бессильна умалить его облик: избывание травмы революционного раскола перед лицом внешней угрозы и строительство великого государства на руинах прежней Империи оказываются для массового сознания важнее.
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments