Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Мужчина и женщина».
Нестареющий фильм Клода Лелуша – прекрасный пример того, что в чем, собственно, заключается хорошая режиссёрская работа. А заключается она в том, чтобы взять совершенно никакущий сценарий и превратить его в нечто, способное брать призы и попадать в кинематографические справочники.
Сценарий (у которого, на удивление, целых два автора – помимо человека с невоспроизводимой немецкой фамилией – это и сам Лелуш) действительно нулевой, который, при самой малой требовательности, должен был умереть ещё на стадии заявки.
И действительно, история про вдовца Жана-Луи и вдовицу Анн поражает отсутствием минимальной занимательности и того, что принято называть перипетиями и сюжетными поворотами. Приехавшие навестить своих детей, находящихся на обучении в интернате, вдовец и вдовица знакомятся – Мужчина подбрасывает Женщину до её парижской квартиры.
Неделю спустя они уже вместе едут в интернат, где проводят с детьми целый день, потом возвращаются в Париж. Далее Мужчина отправляется по делам на несколько дней, Женщина, потомившись в разлуке, отправляет ему телеграмму «Люблю-не-могу». Мужчина, получив телеграмму, срывается к Женщине, везёт её в гостиницу, овладевает, но тут Женщина вспоминает про погибшего мужа и обламывает весь праздник.
В Париж они добираются по отдельности, и кажется, что история внезапно обрела столь редкую горечь (мертвец разлучает любовников), но тут Жан-Луи обгоняет поезд и встречает Анн на перроне. Судя по тому, с какой страстью они обнимаются, становится понятным, что мертвец теперь забыт окончательно. Хэппи-энд.
Если серьезно, то эта мелодраматическая дребедень не тянет и на короткометражку: выдержать даже десять минут пиздострадательной тягомотины – тот еще зрительский подвиг. Лелуш это понимает, не зря он – соавтор, и дальше начинает чрезвычайно любопытное для киноведа и поучительного для начинающего режиссёра долгое упражнение на тему, как из сценарного говна слепить конфетку, не утратившую вкус спустя полвека.
Приёмы тут используются разные. Это и – не поддающая угадыванию смена колера, когда цветные фрагменты чередуются с черно-белыми, что в кульминации уйти в очень тёмную сепию. Это и включение планов, снятых в документальной манере, когда нам кажется, что мы подглядываем, т.е. прежняя – традиционная – наррация прекратилась и нам демонстрируют то, что происходит на самом деле.
Это и обращение к героическим профессиям, когда перед нами то каскадёры, то автогонщики, и опасность, а также неизбежность кровавого и трагического исхода разлита в воздухе: Жан-Луи непременно разобьётся и не доедет до Анн, обязательно не доедет.
Настойчивость Лелуша довольно скоро дает результат: фабула (сойдётся Жан-Луи с Анн или нет) отходит на второй план, уступая место непосредственному созерцанию – красивые люди, быстрые машины, милые дети, города и веси Франции, над которыми бессилен хмурый декабрь.
Возникает настроение, заставляющее забывать обо всех косяках сценария, и, когда между возлюбленными возникает первое препятствие (всё прочее, вплоть до законного брака, в котором могут пребывать герои, заботливо снято), это вызывает нешуточный протест: зачем портить такую трогательную и нежную сказку. Но сказка не будет испорчена: Жан-Луи успеет на вокзал вовремя.
Понятно, впрочем, что латание сценария походу съемок - удовольствие недешёвое, воспроизведение быта представителей героических профессий требует масштабных вложений и спонсоров (логотипы компании «Ford France» не свалились в кадр с неба), это не на одной мансарде весь фильм снимать в течение недели, но оно того стоит.
Киноклассика в исполнении Клода Лелуша не ржавеет.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Кольберг», цветной, монументальный, эпический, подлинная вершина кинематографа Третьего Рейха, постигла печальная судьба: если бы в его…

  • (no subject)

    3 октября – тридцатилетие объединения Германии. Для немцев этот день, понятно, праздничный, а вот для нас? Сейчас, пересматривая фильмы исчезнувшей…

  • (no subject)

    Послесловие к «Собибору». Может показаться, что картина Хабенского плоха всем, однако это не так, поскольку даже из этих кинематографических руин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments