Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Еврей Зюсс».
Кинематограф Третьего Рейха находится на периферии отраслевой истории, зияя провалом между блестящим веком Веймарской республики и постнацистским кино обеих Германий. Маститые киноведы объясняют это невнимание постигшей германцев творческой импотенцией (лучшие эмигрировали; тоталитарная эстетика имела узкий потенциал к находкам и открытиям).
Однако, если обратиться непосредственно к самим фильмам, то, быть может, при отсутствии непризнанных шедевров, кинематограф Третьего Рейха, в смысле сугубо профессиональном, стоит на уровне передовых индустрий мира, заметно отличаясь от, например, советского отсутствием производственных небрежностей и откровенного брака, допущенного на экран по причине картинного голода.
Вот и фильм 1940 «Еврей Зюсс» производит вполне благоприятное впечатления – вопреки его намеренной тенденциозности. Впрочем, с тенденциозностью здесь не всё так однозначно. Да, авторы картины не жалеют чёрных красок для изображения главного героя – ростовщика Иозефа Оппенгеймера – и его соплеменников, показывая их алчными, лживыми, жестокими и циничными.
Зрителя подталкивают к мысли, что в течение столетий немцы жили бок о бок с притаившимся врагом, от которого необходимо избавиться, потому что речь идёт о существовании германской расы: «Евреи – вон!»
Но для кого эта мысль является нестерпимой? Для сторонников ассимиляции и постепенного растворения евреев среди великого немецкого моря. «Вы обвиняете нас средствами кино в коварстве, подлости и предательстве, однако мы – вот уже не один век – являемся вашими преданными братьями, друзьями и соратники. Мы такие же немцы, как и вы, и нам фильм «Еврей Зюсс», превратно толкующий историю наши взаимоотношений, отвратителен своим стремлением посеять вражду между нами!»
Такова точка зрения ассимилянтов. Но для сионистов «Еврей Зюсс» – это совсем другая история. Во-первых, следует понимать, что никакого братства между арийцем и иудеем, между волком и овцой быть не может. Евреи должны жить там, где никто и ничто не может им угрожать, т.е. в своём национальном государстве, под охраной своей армии и своего закона.
Во-вторых, соответственно, немецкая антиеврейская картина 1940 есть фильм про предтечу сионистского движения, про великого предка не менее великих создателей государства Израиль, про первую попытку обустроить национальный очаг – попытку исторически обречённую, ибо она была предпринята не в то время и, главное, не в том месте.
О чём, на самом деле, картина «Еврей Зюсс»? О том, как вюртембергский ростовщик Оппенгеймер, пользуясь финансовыми затруднениями нового герцога, входит к тому в доверие, приобретает влияние и начинает…
Нет, якобы корыстолюбивый Зюсс не начинает грести деньги лопатой, как от него ждёт зритель. Зюсса обогащение не интересует совершенно: прибавить ещё несколько нулей к своему состоянию для него – не та цель, ради которой следует рисковать жизнью, настраивая против себя всё герцогство.
Зюсс хочет стать новым Моисеем, и, если невозможно вывести свой народ из Германии в Землю Обетованную, то, значит, надо построить Землю Обетованную в самой Германии. Ради этого он вынуждает герцога дозволить евреям селиться в Вюртемберге, ради этого он планирует государственный переворот, который даст в руки Карла-Александра абсолютную власть, ради этого он расправляется с политической оппозицией и готовит гражданскую войну.
Зюсс идёт по лезвию ножа и прекрасно понимает это, ставя весь свой проект в зависимость от расположения герцога, не пытаясь заручиться поддержкой еврейской общины, которая проходит фоном, или же передовых кругов Вюртемберга.
Разумеется, он проигрывает, столько только Карлу-Александру скоропостижно скончаться: подданные герцога, взяв всю полноту власти на период бескоролевья, тут же арестовывают Зюсса, чтобы затем устроить комедию уголовного суда.
На совести Зюсса множество тяжких, с точки зрения вюртембергских обычаев, проступков, начиная от нещадной экономической эксплуатации и способствования наплыву еврейских поселенцев и заканчивая злоумышлением против народной свободы и стремлением навязать кровавую тиранию, но вменяют ему только сожительство с христианской женщиной, за которое полагается смертная казнь через повешение.
Таким образом, имя подлинного виновника череды бедствий, постигших Вюртемберг, сладострастного, непутёвого, вероломного герцога Карла-Александра, готового продать своих подданных ростовщику Зюссу за сотню-другую тысяч талеров, названо не было, и репутация верховной власти урону не понесла.
Зюсса, погоревшего на изнасиловании честной немецкой фрау, повесили. Естественно, он не мог вести себя в последние минуты жизни мужественно и потому униженно просил пощады, но, если отчеркнуть этот, в общем, неизбежный ком грязи, то перед нами, безусловно, выдающаяся личность, не Герцль, но именно что Бен Гурион XVIII века, потому что попытался реализовать свою утопию практически, провозвестник будущего политического сионизма, которому предстоит победить два столетия спустя.
Таким героем можно, если взять поправку, что фильм снимали его непримиримые враги, от которых странно ждать комплиментарности, гордиться: «Не правда, что евреи терпеливо ждали, пока судьба вручит Британии мандат на Палестину, были и те, кто торопил время, пробовал, искал, погибал – ради того, чтобы его народ продолжал жить».
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Легионы». 42-й Московский кинофестиваль в программе «Русский след» показал в своём роде исключительный фильм Дариуша Гаевского, посвящённый, как…

  • (no subject)

    Сколько волка ни корми… Проблемой русского человека является его природный гуманизм и наивное стремление примириться с вековечным врагом – исходя из…

  • (no subject)

    Если сейчас – много задним числом – отыскивать ту дату, после которой история Польши двинулась непоправимым и трагичным образом, то, среди прочих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments