Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Советский неигровой фильм 1973 года «Тайное и явное»,
посвящённый разоблачению преступной теории и практики сионизма, производит сегодня неловкое впечатление своим откровенно низким качеством.
Эта резкая характеристика вызвана не тем, что, в рамках идеологической борьбы, власти СССР решили подкузьмить нового своего противника, быстро набирающего силу и влияние, но тем, как именно было исполнено важное государственное задание.
Кто мог быть адресатом картины о сионизме в Советском Союзе? Два неравных по численности сегмента аудитории: граждане еврейской национальности и все остальные. Потому заказчикам следовало определиться, для кого именно снимается «Тайное и явное» и, соответственно, дать чёткое ЦУ, исходя из намеченных к достижению целей.
Ибо, если картина предназначалась для советских евреев, которые, особенно после Шестидневной войны, стали обнаруживать в себе пробуждение нелояльности к СССР и готовности уехать из страны – прежде всего в Израиль, который виделся обретённой ласковой родиной, то «Тайное и явное» должно было выглядеть так.
Минимум идеологической накачки и цитат из Ленина и Маркса о презренном национализме и максимум фактуры по текущему положению рядового населения Израиля. Т.е. вам рассказывают, что в Палестине создан подлинный национальный дом для разбросанного по миру еврейского народа, а на самом деле там – бедность, бесправие, безысходность, высокие налоги, постоянные войны, объявленные и необъявленные, отсутствие социальных лифтов и религиозный пресс даже в мелочах.
Сопровождать эти тезисы должны были бы статистические выкладки по израильскому бюджету и макроэкономической ситуации, но, главное, прямая речь – с местными левыми (причём не только коммунистами, но и разочаровавшимися социалистами), а также интервью с уехавшими из Израиля в Европу или США недавними репатриантами, которые не пожалели бы красок в адрес негостеприимной исторической родины.
Соответственно, центральным событием картины должна была стать не бойня в Деир-Ясине, где жертвами оказались арабы, но эпизод с «Альталеной» и прочие трениями между ведущими израильскими политическими силами, демонстрирующие, что в Израиле не щадят даже своих.
Произвёл бы такой фильм ожидаемый эффект на советских евреев, учитывая выработанную с годами неприязнь к государственной пропаганде, – вопрос, но сомнения бы, по крайней мере, посеял, формируя оптимальный для властей посыл: «Да, здесь, в СССР, нам, евреям, живётся не слишком весело и хорошо, но и в Израиле нас тоже никто не ждёт, а потому лучше не дёргаться и устраиваться в нынешнем Египте, не имея иллюзий по поводу исчезновения антисемитизма и братства народов…»
Однако это сделано не было, и на выходе картина получилась как сплошное обличение сионизма, т.е. её адресатом де-факто оказалось всё нееврейское население СССР, что было, в общем, избыточным, поскольку, после 1948 и особенно после 1967 годов, сионизм уверенно держал второе место – после американского империализма – в числе врагов мировой системы социализма, обгоняя, по своей зловредности, даже западногерманский реваншизм.
Иначе говоря, «Тайное и явное» обращалось к тем, кто и без того был распропагандирован, а значит, нуждался в повышении градуса, ибо в полнометражной картине требовался новый, более фундаментальный ракурс.
Таким повышением градуса оказалось приравнивание нацизма к сионизму – с точки зрения утверждения идеи о национальном превосходстве. Приравнивание было столь же смелым, сколь и рискованным, поскольку постулирование этнической исключительности есть краеугольный камень любого националистического нарратива, а значит, помимо сопоставления цитат, требовались ещё и документы, говорящие, например, о тесных контактах сионистов и нацистов.
Таких документов представлено не было, однако экранного времени было более чем достаточно, потому возникающие лакуны приходилось заполнять имеющимся в наличии визуальным материалом, который, как на грех, оказался взят из классического «Der ewige Jude».
Если бы дело ограничилось лишь скандальностью источника, было бы не так страшно, но, используя немецкие наработки, советские документалисты переходили тонкую грань, отделяющую политический памфлет от этнической провокации.
До сих пор им удавалось отделять плохих сионистов, как организации, от хороших евреев, как народа, однако фрагменты из германской картины, целью которой была дискредитация евреев именно как народа, во всём противоположного арийцам, пробуждали негативное отношение к евреям уже у массового советского зрителя.
Таким образом, «Тайное и явное», вместо сплочения вокруг советского государства, атакуемого мировым сионизмом, невольно продуцировало антисемитизм, пусть и на сугубо вкусовом уровне, тем самым создавая ещё один источник межэтнического напряжения внутри СССР.
Проще говоря, «Тайное и явное» разжигало, выстреливая себе в ногу, ибо в рамках Советской империи, которая строилась на тезисе о полном преодолении племенной и расовой вражды вследствие проведения ленинской национальной политики, никакого намёка на то, что кто-то где-то в стране кого-то не любит на этнической почве, быть просто не могло, ибо это разрушало всю конструкцию СССР как государства принципиально нового типа.
Потому нет ничего удивительного, что «Тайное и явное» не вышло на экран в 1973 году и пролежало на полке до самой Перестройки, когда открылись все шлюзы и от нового этнической общности, советского народа, ничего не осталось – кроме злой иронии и проклятий.
Из сегодняшнего дня этот запрет не кажется вопиющим: кинематографическое начальство перестраховалось, поступив мудро и проницательно. Если можно не нагнетать, то лучше не нагнетать, – мы, пережившие не одну свару на национальной почве, прекрасно это понимаем.
Tags: Этника
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment