Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
О значении детали.
Фильм «Чёрный квадрат» по произведению Фридриха Незнанского «Ярмарка в Сокольниках» есть замечательный пример блистательно сконструированной обманки. Главные герои картины – Александр Турецкий и Константин Дмитриевич Меркулов – не только раскрывают запутанные преступления, следы которых ведут на самый верх советской государственной системы, но ещё и противостоят всесильному Комитету государственной безопасности.
Таким образом, с одной стороны у нас есть душки-протагонисты, Турецкий и Меркулов, а с другой стороны – упыри-чекисты. Но хитрость в том, что Турецкий и Меркулов – это работники (один – штатный, другой – стажёр) Московской городской прокуратуры, т.е. представители того же силового цеха, а значит, не меньшие упыри, чем враждебные им чекисты.
Однако понимаешь это далеко не сразу, едва ли не с первых сцен начиная симпатизировать молодому следователю Турецкому и его старшему коллеге, совершенно при этом не ассоциируя их с правоохранительной системой Советского Союза, которая, как нам подробно объясняли, была негуманной и репрессивной, а значит, грехи её неизбежно падают на всех в неё вовлечённых.
И потому, с точки зрения люстрационного пуризма, не слишком важно, служил ли ты Красному молоху в качестве прокурорского работника или сотрудника КГБ, вычищать вас следует всех, не разбираясь в сортах дьявольщины.
Как же, в таком случае, удаётся авторам картины реабилитировать в глазах зрителей своих героев, к которым могут возникнуть справедливые вопросы: «Ладно, Турецкий – молод, но Меркулов – он же опытный, проверенный кадр, а потому, не вдаваясь в его послужной список, можно уверенно констатировать, что, как минимум, он член КПСС, если вообще не председатель партячейки… И этому коммуняке вы предлагаете поверить?»
Авторы отвечают с двух стволов. Во-первых, Турецкий внутренним голосом много и страстно осуждает органы безопасности, называя их малоприличным словом «гэбьё». Но ламентации Турецкого – это только половина дела, потому что на такое ворчание всегда может прилететь ответка: «Они – гэбьё, а ты – следак, конторы разные, а суть одна – волчье-позорная».
Потому режиссёр Юрий Мороз выкатывает свой второй аргумент, не слишком заметный, но совершенно не отразимый. Аргумент этот – внешний облик героев. Сотрудники Мосгорпрокуратуры в картине постоянно ходят в гражданской одежде, причём пренебрегают даже пиджаками, предпочитая трикотаж.
С первого своего появления Турецкий и Меркулов – сугубо штатские люди, которые хотя и служат в грозном учреждении, сотрудниками этого учреждения на подсознательном уровне не воспринимаются.
Они – не прокурорские, просто два хороших и умных человека участвуют в расследовании, этакие советские Шерлок Холмс и Джон Ватсон, которых, как частных лиц, привлекли для помощи официальным органам.
И эта обманка срабатывает, о чём свидетельствует мысленный эксперимент: давайте представим Турецкого и Меркулова в чёрных мундирах с петлицами младшего юриста и старшего советника юстиции, после чего весь их прежний образ – талантливые профи, не запачканные грязью системы, – тут же улетучивается.
Наденьте на Турецкого с Меркуловым мундиры, и они окажутся конгениальными своим антагонистам из КГБ упырями, которым совсем не хочется сопереживать: хрен редьки не слаще.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Обвинения нынешней российской власти, которая на белорусском направлении-де предаётся многолетнему куколдизму, позволяя хитрому Батьке доить наш…

  • (no subject)

    Очередная годовщина начала Первой Мировой войны в очередной раз вызвала поток вопросов: «Отчего европейские державы совершили в 1914 году…

  • (no subject)

    60-70-е годы XIV века. Великая замятня в Орде продолжается. Ханы, убивая друг друга, бьются за верховную власть в распадающемся на куски улусе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments