Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
В связи с кончиной Анджея Вайды
сейчас все вспоминают любимые фильмы этого польского режиссёра, не останусь в стороне и выскажусь о своём.
Это не знаменитый «Пепел и алмаз», нудноватый «Пепел», нестандартное «Всё на продажу», напористая «Земля обетованная», конъюнктурная «Катынь», но не слишком раскрученная экранизация «Пана Тадеуша» Мицкевича.
Точнее, не вся картина, а её последние четверть примерно часа, когда любовные приключения героев заканчиваются и на территорию входившей в состав Российской Империи Литвы вступает Великая армия Наполеона.
Надо быть поляком, чтобы оценить всю невысказанную, но угадываемую мощь этих сцен: короткий миг возрождения Речи Посполитой, когда москалей гонят не только с родной земли, но вот-вот двинутся дальше, как два века назад, до самой Москвы, чтобы, на развалинах Кремля, подписать окончательное упразднение России и тем самым решить вековой спор на всхудном рубеже.
Победа скора и неизбежна: неисчислимы силы войск, стремительны их маневры, Наполеон по-прежнему первый полководец Европы. Три дня в родном повете – это короткая остановка, приятная не только отдохновением от ратных трудов, но и предчувствием неизбежного триумфа: до осеннего листопада Великая армия непременно вернётся домой.
И полонез, в котором сошлись все персонажи картины, залог этому возвращению: Польша возродилась и празднует будущий свой и общеевропейский успех. Камера идет вверх, колонна танцующих уходит сквозь ворота в поля, и кажется, что этот праздник будет вечным.
Но тут музыка обрывается. Постаревшие на двадцать лет герои в мрачноватой парижской квартире. Они – проигравшие дважды: сначала поляки вместе с Великой армией были выброшены из России, оставив Литву, а потом, после Ноябрьского восстания, их вышвырнули уже из самой Польши.
Теперь они - эмигранты безо всякой надежды вернуться домой: Россия несокрушима, последнее слово всё равно останется за ней. А её врагам остаётся стариться и умирать в неприютном Париже, повторяя знаменитые строки Мицкевича об утраченной Отчизне.
Анджей Вайда, совершенно того не желая, снял фильм о русской мощи. Спасибо ему за это.
Tags: Польша
Subscribe

  • (no subject)

    «Форт Саган», который, как пишут в аннотациях, стал самым дорогим французским фильмом своего времени, вышел, по общему мнению, не слишком удачным.…

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment