Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Продолжая разговор о том,
что такое режиссёрское решение.
У Алексея Габриловича – в его пенталогии о послевоенном прошлом – есть фильм «Футбол нашего детства». Картина – замечательная, отлично выстроенная, с правильным зачином, с мягкими и точными переходами (дворовая игра – взрослый футбол 40-х – нынешний чемпионат 84-го года, когда бледность и вялость современности (и футболисты не те, и матчи не те, и болельщики тоже другие) оттеняет великую эпоху), с уникальными подсюжетами (Шостакович-фанат, например) и яркими персонажами, каждый из которых просится в отдельный рассказ.
Но вся эта высококлассная и многотрудная работа меркнет в кульминации, когда Габрилович выпускает на поле ветеранов двух команд, «Динамо» и ЦДКА, сыгравших осенью 1948 самый важный матч того времени – важный не только по его узко турнирному результату («Динамо» который устраивала и ничья, остался без золота), но и для футбольной статистики.
Разгромив «Динамо» со счётом 3:2, ЦДКА, первыми в истории советского спорта три раза подряд стали чемпионами СССР, чего в следующий раз удалось добиться только киевлянам – спустя пару десятилетий, когда не было уже самого ЦДКА, пережившего смену имени на ЦДСА и расформирование.
(Это произошло в ту суровую годину (1952 год, после проигрыша сборной, костяк которой составляли армейцы, на Олимпийских играх в Хельсинки), когда даже Гинер, который, как известно, может всё, был бы бессилен).
Так вот, Габрилович выпускает на поле оставшихся в живых участников того матча, они, разделившись на две команды, выстраиваются друг напротив друга у центрального круга, так, как это было тридцать шесть лет назад.
Далее диктор принимается зачитывать составы команд, камера показывает называемого игрока, а если такого игрока нет, то – пустое место, оставленное в шеренге пространство для ушедшего из жизни товарища.
Ушедшего из жизни – но не из нашей памяти, потому что эта церемония, это называние одновременно указывает на смерть и демонстрирует её преодоление, пусть и на какой-то короткий миг, задаваемый хронометражем фильма.
Не важно, присутствует ли футболист на поле физически или нет, но всё равно – две команды, как и тридцать шесть лет назад, сошлись на стадионе «Динамо», том самом стадионе, чтобы упразднить прожорливое время.
И этот эпизод, то ли заранее прописанный в сценарии, то ли возникший спонтанно, по ходу предшествующих съёмкам переговоров, когда сам по себе стал вырисовываться эмоциональный пик картины, переиначивает весь фильм, превращая его из сугубо мемориальной работы в подлинное произведение искусства, тем более ценное, что оно таковым становится неожиданно.
То есть мы предполагали, начиная просмотр, что нас ждут байки из прежней футбольной жизни, безусловно, милые, но всё же стариковские и потому несколько смешные, а оказалось, что это кино совсем про другое, что футбол – всего лишь повод для уже личного важного переживания, что найденный Габриловичем образ отнюдь не исчерпывается только респектом выдающимся клубам.
Что, говоря пафосно, в такой же шеренге – с пропусками для не дошедших и не доживших – рано или поздно оказывается каждый, пусть и эта шеренга сугубо символическая.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments