Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Рай».
Об этом фильме Андрона Кончаловского трудно высказать что-либо содержательное – до такой степени он просчитан и точен продюсерски, когда все поставленные задачи (весомые призы внутри России и за её пределами, благожелательная пресса) выполнены и перевыполнены.
Холокост – чудовищное преступление, спасение еврейских детей от парижского гестапо – это подвиг, положившему жизнь за други своя откроется Царствие Небесное, – с этим набором тезисов невозможно спорить.
Но фильм – это не нравоучительный конспект, пригодный для воспитания подрастающего поколения, пока оно готово внимать своим учителям. Фильм – это «езда в незнаемое», когда невозможно точно взвесить правоту и неправоту персонажей, разрываясь в симпатиях и путаясь в антипатиях.
Да, Кончаловский, сохраняя изрядную режиссёрскую форму, понимает, что просто так рассказать историю о героине Сопротивления, отважно шагнувшей в газовую камеру, не снабдив картину изюминкой, будет слишком пресно, и потому – в качестве отвлекающего от монотонности лагерных страданий видеоряда – включает интервью главных действующих лиц перед райскими вратами.
Интрига с собеседованиями довольно быстро рассеивается, и тот факт, что ни французский коллаборационист, ни немецкий эсэсовец их не проходят, удивления не вызывает. Всё правильно и предсказуемо: дверь открыта праведникам, грешникам здесь не место.
Столь откровенную назидательность в современном кинематографе встретишь нечасто, и потому поневоле проникаешься уважением к Кончаловскому: так подставляться под ироничные ухмылки отважится не каждый. Но Кончаловский отважился – и был вознаграждён.
Однако – всё это придирки. Есть ли в фильме нечто, заслуживающее внимания? Да, несомненно. Это – фигура уже упоминавшегося эсэсовца, точнее, исповедуемые им, как принято говорить, античеловеческие взгляды.
Сегодня с нацистской идеологией, изложенной открыто и непосредственно, без искажающего пересказа, но своими словами, когда её носитель верит в собственную правоту, а не пытается тут же откреститься от своих убеждений, – встреться почти невозможно.
Обычно перед нами выступали разочаровавшиеся гитлеровцы, признающие обречённость их дела и тщетность всех усилий и жертв. Наш Хельмут – не такой: даже перед лицом вечности он не намерен каяться и отступать, исступлённо веря в неизбежную победу национал-социализма, которую принесут следующие поколения борцов – более совершенных, более сильных и беспощадных.
И, слушая эти вдохновенные речи Хельмута, сама собой закрадывается предательская мысль, что для Европы ещё ничего не кончено, что, несмотря на торжество либеральной демократии, готовность народов континента к правому повороту живёт – все эти десятилетия живёт, ожидая только сигнала.
А если так, то постоянные усилия еврейских организаций, повсюду видящих пробуждение нацизма, вполне оправданны и ничуть не комичны: они не дуют на воду в мирной и давно успокоенной Европе, они чувствуют эти мерные подземные толчки и пытаются предотвратить наступление Катастрофы.
Причём – и в этом трагический парадокс момента – попытка предотвратить происходит через усиленное насаждение чувства вины за допущенный Старым Светом Холокост, что должно служить предохранительным клапаном, когда до сих пор успешно маргинализируемые правые вдруг дорвутся до власти, лишь стимулирует реванш правых.
Никакого положительного выхода не просматривается: притормозить с Холокостом невозможно – он лежит в основе концептуального обоснования текущего политического порядка («Почему Европа лишена суверенитета, почему на выборах побеждают только системные партии? Потому что европейцам нельзя дать свободу, иначе они опять устроят Хрустальную ночь»).
Значит, наш Хельмут возродится и попробует во второй раз, с учётом совершённых ошибок.
Tags: Европа
Subscribe

  • (no subject)

    Обвинения нынешней российской власти, которая на белорусском направлении-де предаётся многолетнему куколдизму, позволяя хитрому Батьке доить наш…

  • (no subject)

    Очередная годовщина начала Первой Мировой войны в очередной раз вызвала поток вопросов: «Отчего европейские державы совершили в 1914 году…

  • (no subject)

    60-70-е годы XIV века. Великая замятня в Орде продолжается. Ханы, убивая друг друга, бьются за верховную власть в распадающемся на куски улусе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment