Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Королевский блеск».
Выпущенная в 1975 году костюмная комедия Ричарда Лестера (официальный перевод её названия на русский, разумеется, не передаёт всего богатства смысла, заложенного в оригинальное «Royal Flash») оставляет после себя неоднозначное впечатление.
С одной стороны, замечательное погружение в середину XIX века, участие ярких исторических персонажей вроде Отто фон Бисмарка или Лолы Монтес, ироническая интонация и ежеминутная буффонада.
С другой стороны, постепенно нарастающая скука, когда, примерно к середине просмотра, всё это озорное богатство начинает утомлять и остаётся только терпеливо дожидаться финальных титров, чтобы зафиксировать, чем же всё кончилось.
В чём тут причина? Ответ даёт сценарная теория, настаивающая, чтобы у главного героя была не одна, но именно что две цели, реализации которых и должен быть посвящён фильм, превращающийся таким образом в сугубо эгоистическое дело.
Авторы «Королевского блеска» это требование теории проигнорировали, за что и поплатились: вопреки блистательной игре Малкольма Макдауэла, очередной раз подтвердившего, что он – артист колоссального диапазона, картина ушла в тень.
Итак, сколько именно целей у капитана Флешмена, британского гусара и ветерана Первой афганской войны 1838 – 1842 годов? Едва-едва наклёвывается одна: будучи предательски заманённым в Германию наш гусарский капитан вынужден принять участие в хитрой интриге.
Бисмарк, ещё не имперский канцлер и даже не прусский министр-президент, задумал присоединить маленькое герцогство Штракенц (соблазнительно предположить, что прототипом его послужил Мекленбург-Штрелиц, но, по большому счёту, это не столь важно).
Для этого он собирается воспользоваться поразительным сходством жениха герцогини Штракенцкой Карла-Магнуса Ольденбургского и капитана Флешмана. Послушная марионетка Бисмарка станет законным государём герцогства, после чего очень скоро трагически погибнет.
Расследование смерти спровоцирует волнения в Штракенце, это даст повод Пруссии вмешаться и осуществить аншлюс, положив первый камень в основание возрождённого Германского рейха, второго по счёту.
Флешману, который, конечно же, не догадывается о заключительной части коварного плана Бисмарка, не слишком улыбается превращаться в Карла-Магнуса, но деваться некуда: будущий «железный канцлер» умеет убеждать и подчинять.
Флешман женится на прекрасной, но холодной Ирме, становится герцогом Штракенцким, попадает в переплёт и принимается бороться за свою жизнь, оказавшись между двумя враждующими лагерями.
Помимо Бисмарка, который пожертвовать Флешманом, деятели местного оппозиции, в руки которых попадает британец, тоже не слишком озабочены его выживанием: интересы Штракенца и отсутствующего подлинного Карла-Магнуса важнее.
Словом, Флешману надо проскользнуть между струй, убежав и от Бисмарка, и от активистов сопротивления, чтобы вернуться домой – в старую добрую Англию. Вернуться зачем? Авторы фильма старательно рисуют нам британского гусара как пустое, никчёмное, недалёкое, бесполезное существо, которое своим присутствием только обременяет мир.
Флешман – полное ничтожество, за которым поначалу забавно следить, полагая, что у него есть какое-то второе дно, что это – намеренно надетая маска и на самом деле, за старательно культивируемой примитивностью, скрывается могучая личность.
Но никакая могучая личность не обнаруживается, и до самого финала Флешмана остаётся таким же нулём, каким он и был, т.е. по ходу истории его характер совершенно не меняется, не развивается, не углубляется, и потому картина рано или поздно надоедает.
Выходом из этого кризиса с главным героем могло бы стать появление второй цели, которая не только не совпадает с первой (спасение жизни), но и, возможно, отчасти ей противостоит. Пусть это будет что-то скромное, не пафосное, пусть Флешмен не присоединяется к оппозиционерам, чтобы возглавить борьбу против пруссаков, пусть он всего лишь остаётся с внезапно полюбившейся ему Ирмой, не важно.
Главное, чтобы наш одномерный, действующий сугубо инстинктивно гусар вдруг обозначил свою внутреннюю сложность. Увы, единственное, на что хватает Флешмена, это – украсть герцогские регалии и сбежать с ними, пока не хватились пропажи.
И потому нет ничего удивительного, что британец совершенно теряется на фоне резко отрицательного, грубого, циничного, безжалостного Бисмарка, в котором даже самый неискушённый зритель увидит предтечу Гитлера.
У Бисмарка, в отличие от Флешмена, с целями как раз всё в порядке. Первая – заполучить Штракенц, не стесняя себя в средствах, буквально «железом и кровью». И вторая, более величественная – объединить Германию.
Личной конкретной выгоды Бисмарк от этого объединения не получит: он и прежде жил в достатке, владея обширным замком, путешествуя по Европе и соблазняя первых её красавиц; цель эта носит исключительно идеалистический характер, раскрывая Бисмарка как человека, одержимого масштабными страстями.
Против такого исполина, чья одержимость волей-неволей вызывает уважение, Флешман не имеет ни одного шанса: мелкая шестерёнка в гигантском механизме, запущенном будущим канцлером Германии, безмозглая и покорная.
Увы, когда на месте главного героя одна сплошная дыра, никакое кино построить невозможно: комедии с элементами абсурда подчиняются тем же сценарным законам, что и всё прочие.
Tags: Германия
Subscribe

  • (no subject)

    Об опасности следования моде. Фильм Владимира Венгерова «Рабочий посёлок» любопытен сейчас тем обстоятельством, что вторым режиссёром на нём работал…

  • (no subject)

    О короткой дистанции. В документальном фильме Александра Сокурова «Советская элегия» есть фрагмент, посвящённый Борису Ельцину. Съёмки проходили в…

  • (no subject)

    Немного интертекстуальности. Отождествление персонажа с актёром – это, разумеется, моветон, но, забавы ради, можно попробовать, тем более что речь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments