Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
О ненавязчивой сатире.
Для Маргарет фон Тротта Роза Люксембург, про которую она сняла фильм по собственному сценарию, не просто главный герой картины, но и очень близкий, по-настоящему дорогой человек. Это проявляется не только в выборе актрисы (голубоглазая славянка Барбара Зукова), но и в откровенном подыгрывании Люксембург, которая, будучи женщиной да ещё и иностранного происхождения, сумела сделать блистательную карьеру в германской социал-демократии.
У фон Тротта Люксембург, допущенная в тесный кружок руководства СДПГ, троллит и прессует партийных лидеров – безо всякого почтения к авторитетам и иерархии, так, что пыль летит по закоулочкам, и авторитеты, что не менее поразительно, эту манеру красной Розы принимают и смиряются перед её натиском.
Правда ли это – в любой организации непременно найдётся один, которому можно больше, чем всем прочим, или Маргарет фон Тротта чуть преувеличивает, судить не берусь, однако, при всей влюблённости в героиню, у неё сохраняется трезвый взгляд и способность к тонкой иронии.
В чём это проявляется? Люксембург – это не только анфан террибль СДПГ в том, что касается личных отношений, она ещё и серьёзный идейный антагонист заросшей мхом головки германской социал-демократии.
Пока лидеры СДПГ наслаждаются всеми преимуществами легальной парламентской оппозиции (собственные газеты, фракция в Рейхстаге, конгрессы, оклад из партийной кассы), не желая ничего и менять и стремясь как можно дольше затягивать старт пролетарской революции и построение социализма в фатерлянде, Люксембург наскакивает на вождей социал-демократов с призывом немедленно замутить всегерманскую политическую забастовку, которая плавно перетечёт в «последний и решительный бой».
«Надо учиться у русских, которые придумали и отточили этот инструмент революционной борьбы», – настаивает Люксембург. Вожди, которым и так уютно, от неё отмахиваются: мол, обстановка ещё не созрела. «Массы готовы, они не могут больше терпеть!» – бросает последний козырь Роза.
Люксембург в картине фон Тротта охотно и часто апеллирует к массам – так словно они непосредственно вручили ей мандат выступать от их имени, но при этом нет ни одной сцены, в которой Люксембург непосредственно общалась бы с представителями пролетариата на предмет выяснения их мнения.
С пролетариями в фильм вообще не густо: они появляются как фон, как часть декорации, когда Люксембург доводится выступать на митинге. И это очевидное отсутствие германских рабочих в кадре, устройству счастья которых и посвящена вся деятельность СДПГ вообще и Люксембург в частности (в советском кинематографе такого бы не случилось: непременно возникла бы фигура какого-нибудь мастерового с сердитыми усами), и вызывает тот сам собой рождающийся сатирический эффект.
Партия – пролетарская, но пролетариев-то и нет. А кто есть? Есть холёные солидные господа из цензового сословия, которых невозможно представить в рабочих казармах, но лишь в буржуазных районах. Есть Роза – с её личным секретарём, служанкой, большой квартирой в Берлине, котом и полным отсутствием материальных проблем.
Какую революцию способны устроить эти филистеры? Да никакой: если бы не поражение Германии в войне, СДПГ ещё бы полвека собиралась с духом, дожидаясь подходящего момента для выхода за рамки криминального кодекса.
Tags: Германия
Subscribe

  • (no subject)

    При всей циничности данного замечания, нельзя не согласиться с тем, что, выдавливая Константина Крылова из публичного пространства, обрезая ему…

  • (no subject)

    Довелось тут побывать на мероприятии в Сахаровском центре, посвящённом тридцатилетию Первого съезда народных депутатов СССР. Встреча вышла…

  • (no subject)

    Кто является главным выгодоприобретателем от убийства Аркадия Бабченко? Очевидно, что это не Кремль и не Путин. После того, как история с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments