Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Просматривая список игровых картин,
созданных в ГДР, не мог не обратить внимание на тот факт, что, наряду с понятным будированием антифашистской тематики, кинематография первого государства рабочих и крестьян на немецкой земле с большим энтузиазмом снимала фильмы об индейцах Северной Америки.
Иначе говоря, то были не единичные обращения к теме, но систематическое её воплощение – начиная с 60-х годов и до самого финала ГДР. В связи с чем возникает вполне естественный вопрос: «Почему так?»
Варианты ответов. 1) Это вполне соответствовало традициям немецкого кино, которое с самого своего возникновения любило обращаться к экзотике, показывая страны и народы, резко отличающиеся от бледнолицых среднеевропейцев.
2) Это было результатом дефицита собственного героического прошлого: т.е. советский кинематограф, искавший материал для приключенческого кино, мог спокойно черпать из эпохи Гражданской войны, порождая такой жанр, как историко-революционный истерн, а у восточногерманского такие запасы отсутствовали, а то немногое, что было, поглощал антифашизм.
3) Это являлось следствием рабоче-крестьянской цензуры, вымарывающей всё положительное, что касалось феодальных времён. Т.е. любое обращение к 17-му, 18-му или 19-му векам непременно сопровождалось бы показом монархий, прежде всего прусской, а для ГДР, строившей своё существование именно на разрыве со всей прежней историей Германии, показывать, что и среди Гогенцоллернов случались достойные короли и курфюрсты, было нельзя: так и до ревизионизма докатиться можно. (Пруссия была упразднена решением оккупационных держав, потому ностальгия по ликвидированному королевству – это недвусмысленный упрёк союзникам).
4) Это, на самом деле, оказывалось проявлением скрытого диссидентства и фрондёрства как восточногерманских кинематографистов, так и населения ГДР, которые, вопреки официальной пропаганде, были настроены проамерикански, симпатизировали США и были готовы смотреть всё, что могло хоть как-то относиться к жизни этой великой страны.
Поскольку прямо снимать и показывать это было нельзя, приходилось изобретать обходные пути, выпуская фильмы про индейцев, в которых разоблачались американские порядки и государственный строй.
Но аудитория правила игры знала и с удовольствием в них играла, пропуская мимо ушей всю эту обличительную чепуху, чтобы ещё раз увидеть на экране далёкую и бесконечно любимую Америку.
Восточногерманское начальство могло же ставить себе в плюс высокий уровень идеологической работы (вестерны с обижаемыми индейцами, поставленные с тщанием и любовью, – это не скороспелые агитки), выгодно отличавший структуры ГДР от собратьев по социалистическому лагерю. Таким образом, все стороны были довольны.
Кто бы разъяснил?
Tags: Германия
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments