Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Об изящном троллинге.
Вторая киноэпопея Юрия Озерова «Солдаты свободы» – при всей её очевидной художественной слабости – всё равно потрясает своим невероятным размахом. Четыре серии (авторы именуют их фильмами), рассказывающие о том, как в оккупированных нацистами странах Центральной и Юго-Восточной Европы росло и ширилось Сопротивление.
Впрочем, самая главная прелесть эпопеи – это даже не масштаб, но появление на экране реальных действующих лиц, причём не просто участников тогдашних событий, этим вряд ли можно было кого-то удивить после, например, фильмов про Сталина второй половины 30-х, но большинства руководителей стран народной демократии – от Тодора Живкова до Николая Чаушеску – и даже присутствие самого Леонида Брежнева.
Понятно, что во время своей премьеры «Солдаты свободы» вызывали невероятную тоску: мало видеть физиономии своих вождей в телевизоре, так они ещё пробрались на киноэкран; но сейчас, спустя десятилетия, в этом параде первых секретарей рабочих и коммунистических партий появляется свое очарование, не говоря уже о поводе к конспирологическим изысканиям (почему, например, из будущих восточных немцев показали одного только Вильгельма Пика, а Эрих Хонеккер, который, кстати сказать, тоже сидел в узилище, удостоился лишь документальной съёмки в финале).
Исполнение проекта соответствовало масштабности его замысла: помимо советских, участие приняли кинематографисты БНР, ВНР, ГДР, ПНР, СРР и ЧССР, т.е. стран-членов Варшавского договора.
Как не трудно заметить, из социалистических стран региона отсутствовали две – Албания и Югославия. Исключение Албании из общего проекта было понятно: в конце 60-х Тирана наглухо разругалась с СССР, взяв сторону Китая в конфликте между советскими ревизионистами и истинными революционерами. Всё контакты были прерваны, в том числе и по культурной части, а ведь когда-то Юрий Озеров поднимал албанскую кинематографию, снимая про тамошних партизан; но вернуться в знакомые места не довелось.
В чём была причина неучастия Югославии, не совсем ясно: отношения между Москвой и Белградом были, благодаря Хрущёву, восстановлены, сотрудничество в кинематографической отрасли возобновлено.
Возможно, здесь сыграла роль ревность руководства СФРЮ, которое не могло примириться с тем, что борьба югославских партизан будет не ключевым событием киноэпопеи или даже всей Второй Мировой, а всего лишь одним из подсюжетов внутри грандиозной фрески, главными героями которой окажутся русские, точнее, советские.
Как бы то ни было, югославские киношники в создании «Солдат свободы» не участвовали, но про СФРЮ, точнее, про Народно-освободительную армию Югославии авторы эпопеи не забыли, посвятив ей несколько эпизодов, разбросанных по трём сериям.
Эпизоды в двух сериях (первой и четвёртой) откровенно проходные: в первой показано, как отряды под командованием Иосипа Броз Тито пробиваются с боями где-то в бесконечных балканских горах; в четвёртой серии закадровый текст под хронику октября 1944 рассказывает, как совместными усилиями НОАЮ и 3-го Украинского фронта был освобождён Белград.
Наиболее любопытны сцены из второй серии, когда мы оказываемся в расположении югославских партизан в самый, пожалуй, драматичный момент за всю войну: немцы задумали захватить Тито живьём, чтобы обезглавить набирающую силы НОАЮ, и этом им почти удалось.
Прорвавшиеся части гитлеровцев вот-вот поймают югославского лидера. Бежать некуда – враг обложил со всех сторон. Выбора нет: либо плен, либо гибель. Положение отчаянное. Тито держится, конечно, молодцом, коммунист не может терять лица даже в минуту опасности, но это – достоинство смертника.
И вдруг спасение приходит чудесным образом – и непосредственно с неба. Отважный советский лётчик сажает свой Ли-2 в расположении партизан, ежесекундно рискуя разбиться, и вывозит Тито из-под носа у немцев, доставив того в Италию…
Тито, который, опять же сохраняя лицо, требует эвакуировать его вместе с ранеными товарищами, спасён, план Гитлера провалился, югославское Сопротивление не сломлено, а мы, переведя дух и порадовавшись за будущего правителя СФРЮ, не торопясь смакуем этот тонкий и язвительный троллинг, который устроил югославам обиженный Озеров.
Да, внешне всё сделано корректно: достоинство Тито советские кинематографисты не уронили ни на одну секунду, доверив эту роль маститому Ерёменко-старшему; но по существу перед нами – откровенная издёвка.
Тито мог сражаться с немцами несколько лет, сколачивать из отдельных отрядов полурегулярную армию, забирать города и провинции, добиваться международного признания, вступать в переписку с Большой тройкой, получать орден Победы от советского правительства и маршальский чин от благодарного народа Югославии…
Но всё эти успехи и достижения, вся блестящая карьера в годы войны и после неё, все попытки Тито стать третьей силой, организовав Движение неприсоединения, бросив тем самым вызов двум Сверхдержавам, – могли накрыться медным тазом, если бы в мае 1944 русский майор, действуя буквально на ощупь, не вытащил будущего главу СФРЮ из немецкой западни.
«Помни, Иосип, кому ты обязан своей шкурой», – обращаются авторы фильма к Тито. И невозможно упрекнуть в непочтительности: действительно обязан.
Tags: Балканы
Subscribe

  • (no subject)

    Завязавшийся было в социальных сетях спор о том, кто именно должен возглавлять столицу – москвич не в первом поколении или понаехавший, можно решить…

  • (no subject)

    Чем полезна история с реновацией для текущей российской политики? Тем, что она окончательно вычеркивает из списка потенциальных наследников одного…

  • (no subject)

    Почему нынешнее общественное противостояние по поводу сноса пятиэтажек в Москве производит такое грустное впечатление? Потому что та сторона,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments