Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Фильм Кантемира Балагова
«Теснота» производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, поразительный для дебютной и, следовательно, отчасти ученической картины профессионализм, считываемый на элементном уровне, заставляющий подозревать товарищескую помощь не называемого соавтора.
С другой стороны, странная глухота к используемой стилистике, когда ошибки сопряжения разнородного материала уничтожают весь с таким тщанием выстраиваемый замысел. Замечание про тщательность не случайно: прокатная версия «Тесноты» почти два часа, авторская на тридцать минут больше, иначе говоря, подробность рассказа – почти протокольная.
О чём речь? Балагов начинает свой фильм с неожиданного предуведомления, что история, которая развернётся перед зрителем, подлинная, а посему к происходящему необходимо отнестись с большей степенью доверия, чем просто к игровому кино.
И поначалу предложенная режиссёром модель взаимоотношений отторжения не вызывает. Балагов подчёркивает, что время действия – 1998, и в маленьких деталях (например, календарь с изображением тигра, год которого, «по восточному календарю», приходится именно на 98-й) он убеждает.
Тем более что сюжет способствует зрительскому вовлечению. У еврейской семьи (принадлежность именно к этому этносу не угадывается по косвенным признакам, но подчёркивается) похищают сына и требуют выкуп.
Денег, чтобы вызволить своего, нет, потому приходится просить у соплеменников, раскошеливающихся неохотно, и продавать имущество с приличным дисконтом, оставаясь фактически в нищете.
Параллельно финансовой драме разворачивается личная. У похищенного парня есть сестра, которая с самого рождения чувствовала свою ненужность и второсортность: мать, что понятно, больше любила сына, дочка страдала, отчего росла пацанкой, пытаясь обратить на себя внимание.
Разборки матери с дочерью, которая отчаянно ревнует к родительским усилиям вытащить брата любой ценой, становятся ещё одним серьёзным препятствием, которое предстоит преодолеть героям картины, чтобы спасти члена семьи и обрести взаимопонимание.
И первую половину фильма такая схема, в общем, работает. Да, Балагов, действуя в отстранённой манере, не пытается утеплить образы своих персонажей, к которым трудно чувствовать симпатию просто так, но сама ситуация рано или поздно заставит следить за перипетиями «Тесноты», испытывая проблески сочувствия.
Но тут Балагов отчего-то решается поддать жару и вводит в повествовательную ткань реальные видеосъёмки того, как ичкерийская нелюдь, наслаждающаяся свой абсолютной безнаказанностью, мучила попавших в плен русских солдат.
Этот эпизод – довольно длинный – оказывается не просто чужеродным или неуместным (Балагов, который мог бы ограничиться намёком, показывает долго, подробно, как начинает казаться, с особым упоением, как несчастные мальчишки молят чеченов о пощаде, а те куражатся, действуя не торопясь, с оттяжкой, ведь время ещё есть, никто не ворвётся и не спасёт, зачем прятать лица – мы победили, наслаждаясь предсмертным страхом обречённых русских), но и роковым для всей картины.
После сцен реальных страданий, реального отчаяния и реального ужаса вся рассказываемая Балаговым история, которую оно попытался подоткнуть специальным предуведомлением, скукоживается до затянутого анекдота.
Какие к херам моральные мучения недолюбленной еврейской дочери и корысть соплеменников, пускающих по миру своих соседей, когда только что на твоих глазах резали русских солдат, преданных собственной страной.
Эта мысль, эта переживание, эта вновь проснувшаяся ненависть к развязавшему Чеченскую войну Ельцину душат до последней минуты сеанса, полностью заслоняя происходящее на экране. Настоящая жизнь, ворвавшаяся в балаговскую «Тесноту», разносит картину в клочья.
Всё, что случится с героями дальше, не интересно совершенно: вроде они как-то разрулят свои проблемы и уедут из негостеприимного Нальчика в Воронеж. На этом месте их, как опять сообщает титром режиссёр, судьба теряется, но нам до этого уже нет никакого дела, потому что в ушах не смолкает тот крик поставленного, как овца, на четвереньки парня: «Не убивайте меня, я не хочу умирать!»
Пара замечаний напоследок. Пока ломаются копья по поводу не вышедшей в широкий прокат «Матильды», которая то ли оскорбительна для памяти Царской семьи, то ли нет, у нас прокатное удостоверение получил фильм, где дотошно и настырно показывают документальные кадры убийства русских солдат – и никого это обстоятельство не смущает.
На мой вкус, балаговское смакование пыток и издевательств отвратительнее и опаснее псевдоисторической мелодрамы Алексея Учителя, интерес к которой разгоняется с запредельным бесстыдством. Но у публики свои приоритеты.
Замечание второе. «Теснота» создана под патронатом фонда Александра Сокурова «Пример интонации». Изначально «Пример интонации» – это документальный фильм о Борисе Ельцине, на тот момент председателе Верховного Совета РСФСР, ещё не президенте России, снятый в начале 1991 года.
Отсылка к главному преступлению Ельцина, за которое тому никогда не будет прощения, это – такая осторожная шпилька в адрес дорогого для Сокурова Бориса Николаевича или всего лишь недосмотр при монтаже, мол, кому в голову придёт связать ичкерийских людорезов и Первого президента России?
Tags: Кавказ
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Казино “Рояль”» 1967 года, при всей своей своеобразности, оказывается полезен в качестве учебного пособия для всякого начинающего…

  • (no subject)

    Борьба с испытываемыми широкими массами чувствами национальной исключительности, сопровождавшаяся старательным шельмованием шовинизма и прочего…

  • (no subject)

    О последнем на сегодняшний момент эпизоде из Третьей трилогии «Звёздных войн» трудно сказать что-нибудь положительное: исшаивание саги слишком явно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments