Две трети последнего на сегодняшний момент сезона Лукасовской саги позади, потому можно делать определённые выводы о качестве предъявленного публике материала. Качество, как нетрудно догадаться, довольно удручающее, но я бы не торопился кидать тяжёлые предметы по адресу сценариста и режиссёра Восьмого эпизода Райана Джонсона.
Джонсон, хоть это и не есть хорошо, когда отец и мать картины совмещаются в одном лице, старался как мог, но превзойти нерасположение судьбы не по силам не только ему, но и вряд ли ныне найдётся такой могучий человек – не исключая и самого создателя саги.
Третий сезон – неожиданно и обескураживающе для армии поклонников ЗВ – показал, что вселенная саги, которая, на фоне предыдущих успехов, в том числе и коммерческого свойства, представлялась бесконечной и неисчерпаемой, вдруг резко скукожилась – до утомительной сингулярности.
Грубо говоря, в «Звёздных войнах», таких, как мы их знаем, со всеми их биологическими династиями и наследуемой враждой между Светлыми и Тёмными, уже нет и не может быть никаких открытий и, соответственно, новизны и оригинальности.
«Звёздные войны», чтобы сохранить свою аутентичность, обречены воспроизводится – едва ли не с точностью копировального аппарата, но эта пролонгирующая итерация, к сожалению, не обладает одним важным свойством: она не стирает у более опытного зрителя воспоминания о предшествующих сезонах, а потому не избавляет от чёртовой скуки, которая поселяется едва ли не с первого кадра.
Джонсон заперт внутри сложившегося канона – в большом и малом. Это касается и общего сценарного замысла всего Третьего сезона (долгий и трудный путь блудного джедая к раскаянию и свету), и мелких подробностей (опять снующие файтеры, крейсера под угрозой, флегматичные снегоходы и разноцветные клинки).
Соответственно, чтобы не задохнуться внутри сжимающей фантазию и волю Традиции, Джонсон вынужден идти на провокации, пытаясь разнообразить персонажей. Чем «Последние джедаи» отличаются от прочих серий ЗВ, там же всё, как и прежде? Не всё: например, много женщин, в том числе и азиатские. Да, вот теперь Восьмой эпизод трудно перепутать.
Вызывают ли такие ходы режиссёра отторжение? Скорее, понимание и сожаление: в противном случае, третий сезон захирел бы в самой его середине, а так – хоть какое-то (гендерное и расовое) разнообразие.
Остальное разбирать неинтересно: когда ЗВ уверенно перешли в состояние post mortem, привязываться к противоречащим законам физики деталям и фабульным несуразицам – избыточно.
Лучше готовиться к премьере «Мстителей»: там, судя по трейлеру, жизнь ещё теплится.