Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Скиф».
Выход этой картины Рустам Мосафира на российский экран сопровождался скандалом. Премьера давно ожидаемого продолжения про приключения медвежонка Паддингтона была перенесена на несколько недель, отчего бдительные граждане решили, что эта передвижку совершили в интересах рвущего двухмиллиардную кассу «Движения вверх» и новичка «Скифа».
Насчёт планов Министерства культуры вывести «Движение вверх» в число самых коммерчески успешных картин России с момента введения системы ЕАИС сказать ничего не могу, но вот представить, какую именно конкуренцию слюнявому ведьмедику может составить «Скиф» с его жёстким ограничением по возрасту «18+» и содержанием, сводящемся буквально к сакраментальной формуле «Кровь-кишки-распидорасило», действительно сложно.
Мамочкам с детишками на сеансах картины Рустама Мосафира делать действительно нечего: фильм мало того, что жестокий, причём жестокий от души – со смакованием подробностей и полным отсутствием лицемерного сожаления по поводу щедро разбрасываемых конечностей и внутренностей поверженных врагов, так он и завершается на минорной ноте – почти все умерли.
Однако это смакование и подробности никакого внутреннего протеста не вызывают, поскольку с самого начала ясно, что перед нами умело поставленная, великолепно декорированная, щедро снаряжённая игра в страшилки, вследствие чего произвольное трактование отечественной истории (мутные князья Тмутараканьской земли, скифские племена во втором тысячелетии нашей эры, религиозный синкретизм) воспринимается как часть той же самой игры.
Что вызывает возражение, так это явное петляние с жанровой принадлежностью. С одной стороны, «Скиф» – это такой крепкий боевик, но не на огнестреле, а на мечах. Параметры же боевика тысячекратно опробованы, проверены и не требуют новаций.
Есть Главный герой, у которого украли жену и сына, он их хочет вернуть, для чего должен воспользоваться помощью Друга. Пройдя через множество приключений (с приключениями, кстати, в «Скифе» всё в порядке – скучать от похождений не придётся), Главный герой возвращает семью, после чего, мило перебрасываясь шутками, он вместе с Другом уходит в закат.
Мосафир этот канон бестрепетно нарушает: Друг по прозвищу «Куница» гибнет, не дожив до финала, причём его гибель на самом Главном герое (в картине это боярин Лютобор; в справочных материалах его ошибочно аттестуют ратником) отражается мало: вместо великой дружбы не раз смотревших в глаза смерти мужчин у нас имеется «Помер Максим – туда ему и дорога».
Второе нарушение канона – это уже упоминавшийся печальный финал картины, подробности которого не станем раскрывать. Причём мало того, что этот финал не порождает катарсиса у зрителя, но, напротив, усиливает общую депрессию, подхваченную за стенами просмотрового зала, так он ещё и полностью переиначивает первоначальный жанр.
Если мы полагали все десять частей, что «Скиф» – это густо замешанный на мести экшн, то, как выясняется, на самом деле картина Рустама Мосафира относится к куда более редкому жанру фильмов про отщепенцев, представляя собой экзистенциальную драму.
Т.е. жил себе боярин Лютобор не тужил, полагал себя первым клинком Тмутараканьского княжества, верным мужем, любящим отцом, преданным вассалом, дисциплинированным воином, а оказалось, что всё это – наносное, и в душе он – и не дружинник, и не православный, и даже не русский, но скиф.
Зачем Мосафир решил станцевать этот «Танец с волками», а продюсер Сельянов его поддержать, не совсем понятно, поскольку, смазав прежнее впечатление, нового, за нехваткой экранного времени (превращение Савла в Скифа происходит за считанные минуты до титров), создать не получается, отчего общее восприятие картины попросту разваливается.
Т.е. мы по наивности считали, что фильм Мосафира – это про махание на мечах и прочую джигитовку, а в действительности он – про трудное счастье быть представителем малого народа, у которого есть не только собственная гордость, но и собственная правда, а также острая неприязнь к какой бы то ни было ассимиляции.
Для регионального кино, которое, как сообщается, в современной России переживает период бурного рассвета, такой выверт («Minority is beautiful») выглядит естественным и потому не слишком дискуссионным; но для вышедшей в федеральный прокат картины, созданной при финансовой поддержке Фонда Кино, антиимперский, антидержавный пафос представляется странным.
Но, если вычеркнуть из «Скифа» этнополитические аллюзии, заперев ленту в рамки кровавой сказки, рассказанной эстетствующим маньяком, то фильм окажется вполне смотрибельным и временами увлекающим: по крайней мере, там убивают честно – без лицемерия и показной скорби, точно в соответствии с принципом – «Умри сегодня ты, а завтра я».
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments