который на поверку оказывается не розовым гуманизмом, а натуральным социальным расизмом, граждане изумляются: «Почему так?»
Ответ на это вопрос, в частности, даёт Е.В. Тарле в своей «Истории Италии в Средние века»: «Так, в Венеции, Флоренции, Милане и иных местах для домашних услуг, для гаремов патрициев, для лупанариев портовых городов – держались в изобилии рабы и рабыни, – сарацины, греки, русские… Эти рабы и рабыни покупались и перепродавались, как скот, в стране, в которой проповедовал тогда Франциск Ассизский, где велась в то время ожесточённая борьба с Гогенштауфенами из-за политической свободы, где, наконец, массами освобождались крепостные крестьяне, эмансипация которых была выгодна горожанам. Рабство было удобно, выгодно и прибыльно городам – и оно удержалось в Ломбардии вплоть до новых времён».
Предельно откровенно и более чем перекликается с современностью. Наследники передовых ломбардских коммун исповедуют сходные убеждения: «Мы готовы умереть