Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Последовавшие
одна за другой смерти Киры Муратовой и Станислава Говорухина вызвали естественный интерес к единственному их совместному творческому продукту – фильму «Среди серых камней».
В некрологах эту работу поспешили объявить открытием – прежде всего для Говорухина, который, в своей актёрской ипостаси, предстаёт с неожиданной стороны: мол, мы все знаем Станислава Сергеевича как Крымова из «Ассы», а он, оказывается, чувствовать умеет.
Однако более пристальное, если отвлечься от поминального возвышенного настроя, знакомство с «Серыми камнями» оставляет двойное разочарование. Во-первых, это никакой не внушительный бенефис иного Говорухина. Подчиняясь железной руке режиссёра, Станислав Сергеевич старательно изображает из себя истерика, пробуя на зуб те ходы и приёмы, которые впоследствии возьмут на вооружение муратовские актёры.
Вздохи, растирание ресниц, заламывание рук, если отвлечься от трагичности ситуации (мужчина потерял любимую жену), смотрятся самопародийно, словно бы начинающий режиссёр приказал начинающему актёру изобразить глубокое искреннее горе: «Слезу давай, давай слезу, тебе говорю!»
Во-вторых, и это самое печальное, Муратова, решая свои сугубо эгоистические задачи, уничтожает в ноль замечательную повесть Короленко, которая могла бы стать основой для поразительного по своей мощи и нагруженности семейного фильма.
Единственная аудитория «Серых камней» – это полтора человека не просто киноведов, но узких специалистов по муратовскому кинематографу, которым чрезвычайно важно проследить эволюцию режиссёрской эстетики – от вполне «реалистических» «Долгих проводов», через двусмысленный фильм «Познавая белый свет», до «Астенического синдрома» и последующего претенциозного шлака, выдаваемого клакой Муратовой за безусловные шедевры.
«Серые камни» в этой развёртке являются недостающим звеном: Муратова ещё пытается держаться за вменяемую наррацию, но всполохи грядущего безумия уже вполне себе заметны. Фильм словно бы неловко склеен, и грубые швы между частями («Здесь ещё ранняя Муратова, а здесь уже поздняя») суть просто праздник для историков кино.
Что же касается самой истории, то за издевательство над нею стоит действительно отрывать руки, потому что у Короленко получилось создать по-настоящему закрученную фабулу, которая переживёт всё – даже изучение адаптированной версии повести в средней школе.
И действительно, мальчик Вася теряет мать. Отец Васи, что вполне естественно, погружаясь в свою частную скорбь, отдаляется от сына. Близкие люди, вместо того, чтобы сблизиться, наоборот расходятся всё дальше и дальше. Более того, Вася отдаляется и от своей младшей сестры.
Вася знакомится с семейством нищих (старший брат, младшая сестра), у которых тоже нет матери. Ситуация отзеркаливается полностью. Новой семьёй Васи становятся чужие люди, которые к тому же находятся в самом низу социальной лестницы.
Вася настолько привязывается к своим друзьям, что даже идёт на преступление: ворует у сестры куклы, чтобы девочка-нищенка Маруся смогла исполнить свою мечту. Но, вместо ужасной кары за преступление, Вася получает прощение отца и примиряется с ним.
Правда, ради этого Марусе приходится скончаться, чтобы на фоне её смерти все прежние взаимные обиды отца и сына оказались ничтожными: обоим им нужна ещё одна эмоциональная встряска, в которой сгорают обоюдные претензии.
Иначе говоря, мужчины решают свои проблемы через третью сторону, которая, несмотря на общесентиментальный антураж, оказывается только расходным материалом: «Я тобой недоволен: ты плохо себя вёл, ты забыл меня!» - «Но я проводил время с умирающей девочкой» - «С умирающей девочкой? Это всё меняет: ты прощён».
И вот эта непростая, с едва приметным вторым дном история, которая представляет собой модель избывания множества внутрисемейных конфликтов, смазывается в «Серых камнях» до полного неразличения.
Короленко убивается дважды.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments