Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Федерико Феллини,
пока он ещё не ушёл в астрал собственной гениально-монструозной фантазии, давал мастер-классы начинающим кинематографистам по поводу того, как именно следует снимать картины в популярном у интеллектуалов жанре про идиотизм провинциальной жизни.
Речь, естественно, о картине «Маменькины сынки», которая, как следует из аннотации, построена на материале личных воспоминаний Феллини о своём отрочестве в родном Римини. В фильме название городка, в котором происходит действие, не фигурирует, но по отдельным деталям нетрудно догадаться, что именно малая родина и послужила источником вдохновения: аннотация не соврала.
Итак, небольшой приморский курортный город, где жизнь есть только летом, в остальные три четверти года можно умереть со скуки. Самое лучшее, что может сделать родившийся здесь, это – бежать, как только появится возможность: Милан, Рим, Бразилия – не важно, главное – вырваться прочь из этого болота.
Да, местность здесь довольно живописная – не Териберка из «Левиафана», но настроение всё равно чеховское, пессимистическое и упадническое: нам врут, что Италия повсюду прекрасна, есть отдельные клочки, но в остальном она – тот же уездный город С.
Подстать окружающей обстановке и главные герои – компании из пяти великовозрастных парней, которых переводчики осторожно окрестили «маменькиными сынками», но более точно определение – это «балбесы».
Они, в основном, не работают, не учатся, сидят на родительской шее, скучают, болтаются по опустевшему побережью, гоняют в бильярд, заводят интрижки, которые, когда не повезёт, приводят их к алтарю.
Если говорить моралистически, эти пятеро – человеческая плесень, которая не заслуживает минутного внимания, не то что целого фильма. И Феллини вместе с коллегами-сценаристами это прекрасно понимает, потому, пускаясь в суровую социальную критику, в бичевание современных ему нравов, переворачивает ситуацию с ног на голову.
При всей своей ничтожности – с точки зрения общественных установок – эти пятеро выросших вместе друзей невероятно симпатичны: они – весёлые, талантливые, озорные, бесшабашные, расслабленные, заводные, искренние, простодушные.
Они не испохабленные провинциальной безнадёгой ублюдки, сопереживать которым нет ни возможности, ни желания, но этакие младшие братья – пусть и непутёвые, но всё равно искренне и глубоко любимые.
А раз это младшие братья, за которых ты по-настоящему переживаешь, то тогда картина из скучной (бездарная жизнь бездарных людей) превращается в захватывающую и глубоко волнующую: «Вы же на самом деле классные парни, вы никакие не лузеры и недотыкомки! Завязывайте маяться этой дурью, беритесь за ум – весь мир принадлежит вам. Ваш режиссёр это уже доказал: он уехал из Римини в никуда, а за фильм о вас возьмёт «Серебряного льва» в Венеции».
И это смещение акцентов (от презрения к участию) вытаскивает всю картину, к которой поначалу относишься с оправданным предубеждением (ещё один столичный хлыщ пытается подняться на беспроигрышной теме – запомоиванию провинциалов), но очень скоро, когда проникаешься к главным героям тёплым чувством, это предубеждение отбрасываешь.
Причём Феллини, как уже было сказано, к своим персонажам исключительно беспощаден: он не скрывает ни одной их негативной чёрточки (отдельные поступки заставляют просто хвататься за голову), но поскольку в основе истории лежит авторская любовь, эта беспощадность не оскорбительна, но сострадательна.
Таким образом, фильм об идиотизме провинциальной жизни превращается в фильм о драматизме провинциальной жизни, тем самым снимая конфликтную оппозицию. Нет счастливой столицы и убогой периферии: у нас в столице, если начистоту, всё то же самое.
Tags: Италия
Subscribe

  • (no subject)

    Когда, знакомясь с историей создания сценария Козинцева и Трауберга «Карл Маркс», наткнулся на одно из замечаний главного заказчика секретаря ЦК…

  • (no subject)

    Пересматривая сейчас, в связи с известными событиями на фронте расовой цензуры, «Унесённых ветров», не можешь не поражаться, сколь трудную, почти…

  • (no subject)

    Фильм «Куба» режиссёра Ричарда Лестера считается, и совершенно справедливо, провальным, однако знакомство с ним может быть полезным, ибо оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments