Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Безымянный автор
«Песни о нибелунгах» был, безусловно, выдающимся драматическим писателем, владевшим материалом с необычайно лёгкостью, позволявшей разворачивать течение истории в любую удобную ему сторону.
Если бы он ещё не был столь подробно нудноватым, если бы он ещё умел смирять себя, полагаясь на воображение слушателя и на силу монтажа, его можно было бы с полным правом причислить к узкой когорте великих литературных гениев человечества.
Однако продолжим о выдающихся достоинствах Автора. «Песнь о нибелунгах», что зафиксировано, например, в германском кинематографе, естественным образом распадается на две части, которые носят условные названия «Зигфрид» и «Месть Кримхильды».
Какой предстаёт Кримхильда в первой части? О, её несчастная судьба достойна самой трепетной, самой страстной читательской жалости. Лить слёзы над Кримхильдой не только не зазорно, но, напротив, вполне натурально.
Вообразите молодую прекрасную женщину, у которой предательски убили мужа – одного из самых могучих витязей тогдашней эпохи: храбрейший, сильнейший, удачливейший, вернейший и ещё огромное количество превосходных степеней.
Убили не просто предательски, но исключительно подло. Зигфрид, который ничего дурного не сделала братьям своей жены, который был их гостем, оказался заманен в ловушку, где ему нанесли удар в спину, развернув перед этим многоходовую интригу, достойную лучших итальянских образцов.
Мало того, что Зигфрид пал от руки своих шурьев, его убийца, имя которого тут же стало известно, остался без наказания и отмщения. Кримхильде просто не дали провести следствие и вывести злодея и его покровителей на чистую воду: налетели разбойники и Зигфрида, которого не могли сразить ни лучшие воины Германии, ни драконы, ни прочий волшбой промышлявший народ, не стало.
Но судьбе этого мало. Вслед за мужем Кримхильда лишается единственного сына. Ребёнок оставался на родине Зигфрида, возвращаться в которую она, под давлением своей родни, отказывается: мальчик будет расти на попечении свёкра, не видя мать.
Может, утешением вдове станет мужнино имущество? И с этим тоже катастрофа. Принадлежавший Зигфриду баснословный клад перевозится из тайного укрытия для того, чтобы достаться его супруге, законной наследнице, но родня Кримхильды, почувствовав опасность от тех богатств, что могут оказаться в её руках, быстро изымают клад и хоронят его на дне Рейна.
Однако и на этом злоключения Кримхильды не заканчиваются. Спустя некоторое время её сбагривают в Венгрию: тамошний владыка Этцель овдовел и надумал вновь жениться, распалившись рассказами о пригожести вдовы Зигфрида.
Кримхильда покидать родную Бургундию, чтобы разделить ложе с нелюбимым язычником, совершенно не хочет, но её уламывают – всем коллективом. В итоге, бедная женщина сдаётся и отправляется на дикий восток Европы.
На этом завершается первая часть «Песни», после которой невозможно ни одного доброго слова сказать о родне Кримхильды, желая им только гореть в аду за свои измывательства над вдовой Зигфрида.
Но тут начинается вторая часть, и Автор, исподволь, мало-помалу, деталь за деталью, меняет образ страдающей Кримхильды, рисуя перед нами уже совсем другого персонажа – одержимую жаждой мщения фурию, для которого нет никакой иной радости, никакого иного счастья, только бы погубить убийцу своего мужа, а то, что с ним погибнет несколько тысяч ни в чём не повинных бургундов, её не заботит категорически.
Более того, её не заботит и то, какую цену придётся заплатить за это Этцелю и его подданным, которые массово складывают головы в попытках перебить приглашённых ими в гости немцев. Кримхильда интригует, науськивает, подкупает, улещает, лжёт, изворачивается, доходя до крайней низости.
Чтобы сделать примирение между хозяевами и гостями решительно невозможным, она ставит под удар жизнь своего сына от Этцеля, наследника гуннского трона, сделав его частью кровавого плана. Мальчик, разумеется, гибнет – к невыносимому горю отца и тайной радости матери, не пролившей по погибшему ни одной слезинки.
И постепенно маятник читательских симпатий сдвигается в сторону: от страдающей Кримхильды к убийце Зигфрида Хагену. Это поразительно, но в финале Кримхильда вызывает самую искреннюю ненависть, а Хаген, на котором клейма ставить негде, напротив, добивается стеснительной приязни.
И единственное чувство, которое сопровождает всякое появление Кримхильды на сцене, это гневная злоба: «Когда же ты, кровожадная сука, наконец, уймёшься?! Зигфрид умер четверть века назад – все сроки давности прошли. Угомонись же, тварь!»
Потому финальная сцена, когда Кримхильду разрубают пополам (что характерно, это делает не бургунд, но человек с гуннской стороны), вызывает мстительное удовлетворение: поднявший меч, от него и погибнет.
Это, кстати, единственный женский персонаж, чья жизнь окончилась насильственным путём в «Песне о нибелунгах»: все остальные тьмы и тьмы павших – это только и исключительно мужчины.
Но Кримхильда настолько черна душой, что даже много чего повидавший Автор не в силах справиться с отвращением к этой некогда самой милой, самой нежной, самой трогательной героине «Песни».
И этим отвращением – умело и ненавязчиво – он делится со своим читателем.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments