Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Заново родиться».
Спектакль Александра Петрова в театре Ермоловой оставляет исключительно положительное впечатление – несмотря на несколько незначительных помарок.
Во-первых, эмоциональный график следовало бы составлять более замысловато, не начиная прямиком с повышенных тонов, когда, кажется, что кульминация уже состоялась и пора двигаться к гардеробу.
Во-вторых, пропорцию между стихами В. Маяковского и А. Петрова можно было бы сдвинуть немного в сторону Владимира Владимировича: при всей важности для русской культуры поэзии Петрова, пока уравновесить эти две звезды стихотворного цеха не получается.
В-третьих, оммаж любимому мэтру стоило бы ограничить одним монологом; когда же на протяжении всего действа звучат не просто интонации молодого Меньшикова, но буквально его голос, который ни с чем нельзя перепутать, это и умиляет и отчасти разочаровывает: Петров уже сам по себе значимая культурная единица, чтобы кормиться с чужой, пусть и великой руки.
В остальном же всё – прекрасно: живо, ярко, изобретательно, волнующе, трогательно, талантливо, с огромным вложением труда, энтузиазма, бесконечной веры в свои силы и свой успех. Словом, спектакль состоялся.
Однако главный интерес «Заново родиться» (прошу прощения, что пишу привычным русским языком – без хэштегирования, как это сделано в оригинале) в ином. Петров, скорее, по наитию, чем целенаправленно предлагает собственную интерпретацию такого привычного явления, как любовь, достигая в этом буквально космических высот.
Если верить Петрову (и маячившему за его спиной Плотину), человеческая любовь подобна Мировой душе (или, что более точно, душе космоса), которая, сталкиваясь с находящейся на периферии сущего материей, придаёт той смысл, форму и бытие.
Точно так же и мужчина (нет подразделения на мужскую/женскую любовь; любовь – сугубо мужской атрибут), причём всякий мужчина, обнаруживший в себе эту способность, которая превращает его тем самым в творца и поэта, обратив своё внимание на скопление человеческой плоти, до того не различимой, выделяет в этом скоплении нечто, которому предстоит обрести индивидуальность.
До встречи с мужчиной-поэтом никакой индивидуальности, особости, личности, наконец, и у этого сгустка плоти с воспроизводящими функциями, разумеется, не было. И только поэт – направлением своего влечения и силой своей любви – открывает это, но не для сгустка плоти, с которым, в общем, ничего не происходит, ибо его пассивная, страдательная природа остаётся прежней, но для себя, а вслед за тем и для космоса, одна из частей которого оказалась выхваченной из безликости материального и приобрела уникальность и неповторимость: та, которую полюбили.
Соответственно, драма любви конгениальна драме Мировой души, которая не способна до конца справиться с тёмной сутью материи: женщина, на которую проливается поток мужской преображающей энергии, остаётся в себе тем же до-индивидуальным, без-личностным, не-различённым существом.
Ответный отклик, порыв навстречу, выход за коллективные пределы оказываются для женщины невозможными. Луч не отражается, но затухает, рано или поздно угасая совсем. Поэт, как и его великое альтер-эго, обречён на финальное одиночество: предмет любви низвергается в ту копошащуюся жижу, из которой некогда был извлечён.
Впрочем, по счастью для Петрова, женская часть аудитории, которая составляла, наверное, процентов семьдесят от личного состава, этот дерзкий и вызывающий посыл не считала, не уловила ни единой мизогинной ноты и приняла «Заново родиться» чрезвычайно сердечно.
И это – ещё одно проявление исключительного качества спектакля, в котором каждый сможет найти своё: и соматик, и пневматик, буквально «любой человек, молдаванин, женщина, не важно».
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments