Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Балканский рубеж».
Приуроченный к двадцатилетию большого политического события, которое не только до сих пор болезненно памятно, но и оказалось реальным рубежом в духовной биографии многих и многих, проект был изначально чрезвычайно рискованным мероприятием.
Сделать так, чтобы вышло не стыдно, было очень непросто; завалить, профакапить, слить, изговнякать – возможностей для того длительный кинопроцесс являл предостаточно. Но команда сумела выложиться, сдохнуть, но сдюжить, чтобы на выходе мы обрели картину, за которую не то что не стыдно, но за которую действительно пробирает гордость: «Мы теперь могём и так!»
Словом, фильм получился отличным – драматичным, захватывающим, драйвовым, трогательным, смешным, трагичным, а главное, ярким и запоминающимся. Хотя поначалу, когда с большим натягом шли первые вводные эпизоды, казалось, что нас ждёт унизительная лажа, помоящая столь важную для двух народов тему.
Но авторы быстро собрались, покончив с калькированием второсортного американского муви, а заодно с попытками демонизирования натовских военных (разбомбленный роддом – это, хотя и авиация Альянса – те ещё твари, есть чересчур жирное подчёркивание ужасов вражеского нашествия), и перешли на творческую разработку наследия «Семи самураев», после чего кино покатилось от победы к победе.
Да, заимствования у классики (помимо «Семи самураев» чувствуется влияние «Тринадцати»), когда это ведёт к наращиванию качества, не только желательны, но и, учитывая успех «Балканского рубежа» просто обязательны: грех пробрасываться.
Впрочем, «Рубеж» примечателен не только сам по себе, как пример отлично сделанного боевика, когда батальные сцены выдержаны на высшем уровне и нет ощущения, что сэкономили на массовке, пиротехнике или снаряжении, но и как слепок с нынешней эпохи – со всеми её фобиями.
Перед создателями стояла действительно трудная задача: снимая фильм о борьбе с албанскими сепаратистами, мусульманами по вероисповеданию, избежать обвинений в антиисламской ангажированности.
Это у них получилось. На иной взгляд, может показаться, что с многонационалией и дружбой народов вышел пережим, но, принимая во внимание потенциальное недружелюбие части аудитории – либералов и примкнувшим к ним магометан (причём либералы будут играть первую скрипку, раскручивая магометан на эмоции: «Ваших обижают!»), всё было сделано правильно: и разноплемённый этнический состав (тюрки, кавказцы, славяне, албанцы), и намаз, и моральные метания (можно ли убивать человека за одну его национальность, – нет, нельзя).
Теперь по поводу вызвавшего дискуссию вопроса о том, кто главное зло. Авторы выстраивают свою иерархию. На первом месте – косовские бандиты, у которых нет ни идеи, ни чести, ни совести, они убивают – тем и живут, и чем быстрее их уничтожат, тем всем будет лучше.
На втором месте – агрессивный блок НАТО, но, тут важный нюанс, в Брюсселе сидят не упыри, жаждущие крови, но самовлюблённые дураки, которых легко и небрежно разводят в своих интересах косовские отморозки: албанский хвост буквально виляет вашингтонской собакой.
Бронза достаётся Российскому государству, которое только поначалу дерзкое и непреклонное (разворот над Атлантикой, бросок на Приштину), а как Запад всамделишно цыкнет, сразу прячется под лавку, сливая всех – и своих (прущих на слатинских аэропорт десантников), и полусвоих (группу Бека, в этом аэропорту умирающую), и чужих (сербов Косова и Метохии, остающихся один на один с головорезами).
И надежда, что это относится только к России ельцинской, образца 1999, умирает в финале. Да, наши дошли до аэропорта; британцы отказались выбивать их оттуда; прозвучала главная фраза картины «Мы – русские»; но тут же появился титр: в 2003 российские миротворцы из Косово вышли, т.е. уже не при Ельцине.
Но не будем о грустном, в конце концов, соглашение о выводе сербской армии из края подписывал не Черномырдин, хоть он и посредничал, а Слободан Милошевич, и потому формально отторжение Косова не наша вина, мы даже старались, чтобы совсем уж скверно не обернулось.
Двадцать лет «первой войны за права человека» на Западе проходит более чем скромно – и в связи с последующими блистательными успехами, и само по себе, но, по счастью, есть кому напомнить, и «Балканский рубеж» – звено в этой череде напоминаний, звено, от которого не получится отмахнуться.
Жрите, сволочи…
Tags: Балканы
Subscribe

  • (no subject)

    Об опасности следования моде. Фильм Владимира Венгерова «Рабочий посёлок» любопытен сейчас тем обстоятельством, что вторым режиссёром на нём работал…

  • (no subject)

    О короткой дистанции. В документальном фильме Александра Сокурова «Советская элегия» есть фрагмент, посвящённый Борису Ельцину. Съёмки проходили в…

  • (no subject)

    Немного интертекстуальности. Отождествление персонажа с актёром – это, разумеется, моветон, но, забавы ради, можно попробовать, тем более что речь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment