Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Фильм
«Казино “Рояль”» 1967 года, при всей своей своеобразности, оказывается полезен в качестве учебного пособия для всякого начинающего комедиографа и вообще претендента на работу в таком нелёгком лёгком жанре.
Чему учит нас вопиющая творческая неудача, которая постигла этот старательный и по-своему амбициозный проект, участие в котором легло тёмным пятном на репутацию большого количества достойных людей?
Тому, что основа комедии, её фундамент и каркас, это – никакие не шутки и весёлые репризы, но крепкая, серьёзная, достоверная, продуманная история, когда населяющие её персонажи – это вполне себе полноценные существа со своими мотивациями, верованиями, убеждения и тараканами, конечно.
Кинематографическая комедия – это точно такой же фильм, как и всякий другой, построенный по тем же самым драматургическим законам, развивающийся в соответствующем темпе, только, при сохранении всех вышеупомянутых атрибутов, поданный несколько под другим углом зрения.
Иначе говоря, если обращаться к классическим примерам, «Кавказская пленница», при том, что это отвал башки и аццкая ржака, есть рассказ о борьбе двух мужчин за сердце прекрасной девушки, а «Джентльмены удачи» – это картина про поимку опасного рецидивиста.
Сюжет, таким образом, первичен, а интерпретация вторична. В конце концов, ту же «Пленницу» можно подать как очень мрачный триллер про столкновение богатого и властного с бедным и незнатным, когда горный ландшафт лишь усугубляет напряжение.
Однако не только выстроенной историей должна обладать комедия. Второе важное условие, о котором нам убедительно свидетельствует «Казино…» – это вера актёров в своих персонажей. Возвращаясь к «Пленнице», можно сказать, что Шурик – нелепый и забавный для зрителя – для себя самого абсолютно серьёзен. Он не знает, что находится внутри комедии, и потому действует так, словно решается его судьба, отдаваясь происходящему полностью.
В «Казино…» же актёры, повинуясь, по-видимому, роковому режиссёрскому указанию, начисто игнорируют «четвёртую стену», постоянно подмигивая зрителю: мол, смотри, какого дуралея я изображаю, торопись смеяться над ним, пока я не исчез с экрана.
Это принуждение к реакции очень быстро утомляет, вызывая перманентное недоумение: если изображаемый тобою персонаж не верит в себя, в свою миссию, в свои цели, то почему это должны делать мы, а уж тем более следить за ним – совершенным нулём.
Третья заповедь «Казино…» начинающим комедиографам заключается в том, что не надо пытаться ежесекундно острить, так, чтобы каждая сцена превращалась в юмористическое представление. Комизм должен проистекать из самой ситуации, а не запихиваться в неё насильно – вопреки здравому смыслу и чувству меры.
Классическая «Бондиана» была ценна тем, что пародировала сам жанр боевика, существенно меняя интонацию оригинала (Флеминг боролся с красной угрозой искренне и до последнего дыхания), «Казино…» же представляет собой пародию на пародию, неприятно поражая своей чрезмерностью – как будто мёд посыпали сахаром, залили сгущёнкой, а сверху покрошили мармелад.
Таковы те три урока, которые «Казино “Рояль”» щедро и совершенно бесплатно даёт юноше, мечтающему делать свою жизнь с Леонида Гайдая или Жоры Крыжовникова.
Tags: Теория
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment