Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Фильм «Кольберг»,
цветной, монументальный, эпический, подлинная вершина кинематографа Третьего Рейха, постигла печальная судьба: если бы в его выходных данных стояло бы не «Германия, 1945», а, например, «ГДР, 1950», то он, несомненно, стал бы одним из самых массовых иностранных картин в Советском Союзе, отважно соперничая с «Леди Гамильтон» и «Тарзаном».
В чём причина? В том, что снимавшие «Кольберг» нацистские киношники поразительным образом сумели попасть в те идеологические рамки, в которых по другую сторону линии фронта преподносилась история Нового времени. И действительно, пересматривая сегодня картину, нельзя не изумляться полному слиянию двух подходов – советского и нацистского, которые вторили друг другу едва ли не в каждом слове.
Итак, на дворе победная весна – но не 1945, а 1813. Прусский король Фридрих-Вильгельм находится в Бреслау, готовясь начать освобождение своей страны от наполеоновской оккупации. Однако монарх медлит, полагаясь только на регулярную армию и государственный аппарат. Чувствуя эту медлительность, простой народ выходит на улицы и требует допустить его до священной борьбы.
Фридрих-Вильгельм колеблется, тогда к нему на аудиенцию приходит генерал Гнейзенау, чтобы напомнить королю о событиях шестилетней давности. Тогда – после унизительного поражения под Иеной и Ауэрштедтом – прусская армия сдала почти всю страну французским захватчикам, откатившись в Восточную Пруссию.
Не занятыми остались несколько крепостей по окраинам государства, которые должны были стать лёгкой добычей Наполеона. В том числе и померанский Кольберг, чей комендант совсем не горел желанием умирать за короля и Отечество.
Однако широкие народные массы, ведомые прогрессивной буржуазией, воспротивились этой ползучей капитуляции и встали на борьбу, проявляя чудеса самопожертвования и героизма. Колеблющийся комендант был смещён, вместо него назначен Гнейзенау, который сумел повести войну по-революционному, т.е. привлекая местное население, опираясь на кольбергских патриотов, противостоя оппортунизму тамошних толстосумов, которые предпочитали сохранить свои доходы, нежели сражаться с врагом.
Да, роль немецкого пролетариата, который только ещё складывался и потому не мог полноправно участвовать в великих исторических событиях, не показана, однако энтузиазм бюргерства искупает это отсутствие с лихвой: пока в Германии не совершилась буржуазно-демократическая революция, передовым классом объективно оказывается третье сословие.
Ещё из положительных моментов. Несмотря на то, что фильм снимался в годы Второй Мировой, создатели решились упомянуть товарищей по оружию – русских. Это сделано не в лоб, довольно деликатно, но совсем исключить союзников не получилось.
Столь же деликатно они обошлись с предыдущей осадой Кольберга во время Семилетней войны: сам факт упоминается, но не конкретизируется, что тогда город обложили русские, которые, на момент выхода фильма на экран, были примерно в тех же местах и с теми же намерениями.
Порыв немецкого народа и прусского воинства оказался вознаграждён: город продержался до Фридландской битвы и начала мирных переговоров, которые завершили войну Четвёртой коалиции, осада, несмотря на кровожадность французского генералитета, была снята.
Действие возвращается в 1813. Фридрих-Вильгельм, у которого нет аргументов против столь чистой и возвышенной преданности, явленных в тяжкую годину тотальных поражений и безверия, соглашается с доводами Гнейзенау и, своим указом, превращает Освободительную войну в подлинно народную.
Понятно, что такой финал использовался пропагандой Третьего рейха для мобилизации граждан на самом закате, когда до краха режима оставались считанные месяцы, но в СССР конца 40-х он был вполне допустим: власть, прежде узкосословная и антинациональная, под давлением масс становится подлинно патриотической, ставя на повестку дня вопрос об объединении Германии, которое непременно должно случиться после изгнания Наполеона.
Увы, картина, в которой не были ни грана собственно нацистского, так и не дошла до советского зрителя – исключительно из-за своих паспортных данных.
Tags: Германия
Subscribe

  • (no subject)

    3 октября – тридцатилетие объединения Германии. Для немцев этот день, понятно, праздничный, а вот для нас? Сейчас, пересматривая фильмы исчезнувшей…

  • (no subject)

    Послесловие к «Собибору». Может показаться, что картина Хабенского плоха всем, однако это не так, поскольку даже из этих кинематографических руин…

  • (no subject)

    Описанный Джорджем Оруэллом механизм существования ангсоцевской печати, когда – буквально в течение одного дня – выходили новые издания, в которых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments