Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Опасный элемент».
Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо разработан и, на крайний случай, может представлять собой экранизацию подробной статьи в англоязычной «Википедии» – для тех, кому категорически лень читать.
Однако интернациональная команда создателей сумела преподнести сюрприз, завалив исключительно простую в реализации задачу. Ведь что такое байопик об учёном? Это, если кратко, иллюстрированная история того главного открытия, за которое его, собственно, помнят.
Однажды главного героя посещает некая идея – очевидная нам, но категорически недоступная современникам. Учёный носится с этой идеей, окружающие от него отмахиваются. Зритель, который знает, чем дело кончится, переживает за первооткрывателя и поражается людской слепоте.
Учёный настаивает, над ним смеются. Учёный настаивает в два раза резче. Над ним продолжают смеяться. Фильм превращается в гонку, когда упорство одного и маловерие других растут по экспоненте, чтобы в кульминации скептики были посрамлены.
К сожалению, авторы «Опасного элемента» пренебрегли этой проверенной годами схемой, вследствие чего с роковым легкомыслием отнеслись к имеющемуся в их руках биографическому материалу.
Потому главная заслуга Склодовской-Кюри перед мировой наукой – открытие радия и исследование радиоактивности – дана очень скупо, едва ли не петитом. Составляющий лавную прелесть поединок между таящимся в отвалах урановой руды новым элементом и молодыми учёными, которые знают, что этот подлец точно здесь есть, но капризничает и не даётся, выродился в умные разговоры – с прицелом на зрителя, перетряхивание колб и измельчение минерального сырья.
Возникающая смысловая слабость (Кюри-ом и Кюри-фам обогатили Периодическую таблицу радием и полонием – и что? При нормально рассказанной истории такой вопрос не мог бы и появиться: сам ход событий вовлекал бы самого неискушённого человека в перипетии поисков, когда без дополнительных пояснений становилось бы ясно, что открытие полония – важнейшее в жизни планеты) требует подпорок и костылей.
Приходится идти на неспортивные уловки, показывая последствия использования радиоактивного излучения: лучевая терапия, бомбардировка Хиросимы, испытания ядерного оружия, авария на Чернобыльской АЭС. Да, это, безусловно, post hoc, но, когда супруги Кюри дышали рудной пылью, выгоняя ускользающий радий тоннами кислоты, ни о чём подобном они и помыслить не могли.
Второе неприятное следствие отказа от классической схемы – это перенос внимания на особенности личности главной героини. Из фильма явствует, что Склодовская была малосимпатичным человеком – резким, напористым, истеричным, неуживчивым, капризным, с множеством комплексов и фанаберий.
Это персональное несовершенство можно было простить, если бы его умело задрапировали работой на благо человечества. Да, польская эмигрантка, прокладывающая себе дорогу во французской науке с ожесточением украинской содержанки, приехавшей завоёвывать столицу, это не подарок и совершенно не пример для подражания, но посмотрите – какие у неё результаты.
Увы, результаты показаны скупо (Мари не расстаётся со светящейся колбочкой зелёного цвета – и только), в то время как стервозности, нахрапа и безжалостности через край. Возможно, в рамках «Новой этики» такие акценты полезны: женщина не должна сдерживаться, посылать ближних на все стороны света, ближние же должны всё это терпеть, сносить, ужиматься и постоянно просить прощения. С этой точки зрения «Опасный элемент» идеален.
Впрочем, смелый замысел снять феминистское кино, ворвавшись в сферу, где мужское доминирование привычно, реализовался не полностью. Всемирный карантин сменил повестку, в противном случае сцена выступления Склодовской в Стокгольме во время вручения ей Нобелевской премии прозвучала бы чрезвычайно остро: Грета-старшая передаёт символическую эстафету Грете-младшей.
Но не сложилось. Пока не сложилось.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments